Глава 5. Электрооборудование КамАЗ

Электрооборудование автомобилей КамАЗ включает в себя следующие системы: пуска, электроснабжения, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, конт­рольно-измерительных приборов, звуковой сигнализации и отопления и вентиляции.

Электрическая схема системы элект­роснабжения выполняется в следующих ва­риантах: с генератором Г272 и регулятором напряжения РР356 (рис. 252), величина напряжения поддерживается автоматически в зависимости от температуры окружающего воздуха при помощи термокомпенсационного сопротивления, встроенного в регулятор на­пряжения РР356; с генератором Г273А и установленным на щеткодержателе интеграль­ным регулятором ИРНЯ120М (рис. 253, а — цифровые обозначения элементов идентичны рис. 252) с генератором Г273В и установленным на щеткодержателе интегральным регу­лятором ИРНЯ120М (рис. 253, б), гене­ратор Г273В в отличие от генератора Г273А имеет на крышке со стороны контакт­ных колец вывод одной фазы генератора. Величина напряжения задается водителем в зависимости от температуры окружающего воздуха изменением параметров настройки «Л» (лето) и «3» (зима).

Система электроснабжения с генератором Г272

Рис. 252. Система электроснабжения с генератором Г272: 1— генератор; 2—реле; 3—кнопка дистанционного выключателя массы; 4—дистанционный выключатель массы; 5—батареи аккумуляторные; в—реле стартера; 7—амперметр; 8 выключатель приборов и стартера; 9—панель предохранителей; 10—реле отключения обмотки возбуждения генератора; 11— регулятор напряжения; I—к выключателю ЭФУ; II—к выключателю приборов и стартера; III— к реле блокировки стартера; IV—к тяговому реле стартера; V—к электродвигателям отопителя; VI—к фонарям заднего хода; VII—к термореле ЭФУ

Система электроснабжения с генераторной установкой

Система электроснабжения с генераторной установкой

Рис. 253. Система электроснабжения с генераторной установкой: а—Г273А; б—Г273В: 1—реле отключения обмотки возбуждения генератора; 2—генератор; 3—блок предохранителей; 4—реле стартера; 5—стартер; 6—аккумуляторные батареи; 7—выключатель массы; 8—кнопка дистанционного выключателя массы аккумуляторной батареи; 9—реле электродвигателей отопителя; 10—амперметр; 11—предохранитель 7,5 А; 12—предохранитель 10 А; 13—выключатель приборов и стартера; I—к термореле ЭФУ

Особенностью схемы является наличие реле 10, разрывающего цепь обмотки воз­буждения генератора при работе электрофакельного устройства, и реле 2 блокировки отключения массы автомобиля.

При рабочем положении ключа выклю­чателя 8 приборов и стартера через клемму КЗ и предохранитель ПР 510А(или 13.3722) запитывается обмотка реле 2 и размыкаются нормально замкнутые контакты, обесточивая кнопку дистанционного включения массы аккумуляторных батарей, что исключает слу­чайное выключение массы батарей при рабо­тающем двигателе.

Система световой сигнализации

Система световой сигнализации автомо­биля показана на рис. 254. Цифрами на рисунке обозначены:

1 — передний фонарь левый; 2 — перед­ний фонарь правый; 3—реле-прерыватель указателя поворотов и аварийной сигнали­зации; 4 — плавкий предохранитель; 5 — переключатель света комбинированный; 6, 7 — предохранители; 8 — зуммер; 9 — выклю­чатель аварийной световой сигнализации; 10 — боковой повторитель указателей пово­рота правый; 11—боковой повторитель указателей поворота левый; 12 — фонарь задний левый; 13 — фонарь задний правый; 14 —датчик включения электромагнитного клапана; 15 — реле сигналов торможения; 16— выключатель сигналов торможения; 17— датчик падения давления в контуре II пневмо­привода тормозов; 18 — датчик падения дав­ления в контуре I пневмопривода тормозов; 19 — датчик падения давления в контуре III пневмопривода тормозов; 20 — датчик контрольной лампы стояночного тормоза; 21 — реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 22 — выключатель фо­наря заднего хода; 23—фонарь заднего хода левый; 24 — розетка прицепа 24 В; 25 — выключатель блокировки межосевого дифференциала; 26 — блок контрольных ламп; 27 — датчик контрольной лампы засорен­ности масляного фильтра; 28 — блок конт­рольных ламп тормозной системы; I — «АМ» выключателя приборов и стартера; II, III — к приборам.

Схема световой сигнализации

Рис. 254. Схема световой сигнализации

Система световой сигнализации оборудо­вана выключателем аварийной световой сиг­нализации, обеспечивающим одновременное включение указателей поворотов двух бортов автомобиля в прерывистом режиме.

Указатели поворота включаются ком­бинированным переключателем 5 типа П 145 при рабочем положении выключателя 8 (см. рис. 252 и 253) приборов и стартера.

Цепи указателей левого и правого пово­ротов защищаются автоматическим термо­биметаллическим предохранителем типа ПР 510А (или 13.3722), установленным на панели предохранителей, а также плавким предохранителем на 6 А.

Цепи сигнала торможения защищаются термобиметаллическим предохранителем ти­па ПР 310 и включены в цепь источника питания через амперметр, минуя выключатель приборов и стартера. Сигнализация о состоя­нии тормозной системы выведена в общий блок 28 (см. рис. 254) контрольных ламп, установленный на щитке приборов, и защища­ется предохранителем типа ПР 510A

Система наружного и внутреннего освеще­ния

Система наружного и внутреннего освеще­ния показана на рис. 255. Цифрами на рисунке обозначены:

1—противотуманная фара правая; 2—противотуманная фара левая, 3 — фара головного света правая; 4—плафон вещевого ящика; 5 — выключатель плафонов; 6— фонари автопоезда; 7—выключатель фонарей автопоезда; 8 — реле электродвигателей ото­пителя; 9—плафон кабины левый, 10—плафон кабины правый; 11—фара головного света левая; 12 — переключатель противотуманных фар; 13—реле сигналов тормо­жения; 14—розетка переносной лампы 15 — датчик включения электромагнитного клапана прицепа; 16—фонарь задний пра­вый; 17 — фонарь задний левый; 18—фо­нарь передний правый; 19 — фонарь перед­ний левый; 20—переключатель света ком­бинированный; 21, 22 — предохранители; 23— выключатель света щитка приборов; 24—подкапотная лампа; 25 — выключатель ава­рийной световой сигнализации; 26 — розетка прицепа 24 В; 27 — розетка переносной лампы; 28—указатель давления масла; 29 — указатель уровня топлива; 30—спидометр; 31 —тахометр; 32 — указатель температуры; 33 — амперметр; 34 — манометр; I—«АМ» выключателя и стартера.

Система наружного и внутреннего освещения

Рис. 255. Система наружного и внутреннего освещения

Соединение всех потребителей в системе наружного и внутреннего освещения с источ­ником питания выполнено по однопроводной схеме, за исключением плафона вещевого ящика, минусовой вывод которого выведен на панель предохранителей.

Включение ближнего и дальнего света головных фар, противотуманных фар и габаритных огней осуществляется комбинированным переключателем типа П 145 не­посредственно от источника питания через амперметр 7 (см. рис. 252 и 253).

Цепи ближнего света фар и противо­туманных фар защищаются термобиметалли­ческим предохранителем типа ПР 310, установленным на панели предохранителей.

Цепь дальнего света фар защищается отдельным предохранителем, а цепь габа­ритных огней и ламп освещения приборов — автоматическим термобиметаллическим предо­хранителем типа ПР 510А (или 13.3722).

Электрическое соединение в системе конт­рольно-измерительных приборов (рис. 256 и 256,а) выполнено по однопроводной схеме. Минусовым выводом является щиток прибо­ров, соединенный с общей массой авто­мобиля.

Все контрольно-измерительные приборы соединены между собой параллельно через выключатель приборов и стартера и защи­щены одним общим термобиметаллическим автоматическим предохранителем типа ПР 510А (или 13.3722).

Система контрольно-измерительных приборов

Рис. 256. Система контрольно-измерительных приборов: а—с электрическим тахометром; 1—указатель уровня топлива; 2—датчик указателя уровня топлива; 3, 4—предохранители; 5—датчик указателя температуры; 6—датчик сигнализатора температуры; 7—датчик аварийного давления масла; 8—датчик давления масла; 9—указатель давления масла; 10—блок контрольных ламп; 11—указатель температуры; 12—блок контрольных ламп тормозной системы; 13—датчик тахометра; 14—тахометр 121.3813; 15—спидометр; 16—датчик спидометра; б— с электронным тахометром: 1—указатель уровня топлива; 2—датчик указателя уровня топлива; 3—предохранитель 13.3722; 4—датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 5—датчик перегрева охлаждающей жидкости; 6—датчик аварийного давления масла; 7—датчик указателя давления масла; 8—указатель давления масла; 9, 11—блоки контрольных ламп; 10—указатель температуры охлаждающей жидкости; 12—генераторная установка; 13—указатель тахометра 251.3813; 14—указатель спидометра; 15—датчик спидометра; I—к выключателю приборов и стартера

Два электродвигателя 2 (рис. 257) систем отопления и звуковой сигнализации нагнетают в кабину воздух, проходящий через радиатор отопителя кабины. При уста­новке электродвигателей следует обращать внимание на направление их вращения. Применяются два типа электродвигателей МЭ 226В и МЭ 226Г соответственно левого и правого вращения и реверсивный МЭ 250, который при соединении плюса источника напряжения к красному проводу вращается вправо, а при соединении отрицательного полюса — влево. Электродвигатели могут соединяться как последовательно, так и парал­лельно и работать в двух режимах. Управ­ление режимами осуществляется клавишным переключателем типа П 147—01.11.

Система отопления и звуковой сигнализации

Рис. 257. Система отопления и звуковой сигнализации: 1—переключатель электродвигателей отопителя; 2—электродвигатель отопителя; 3, 4—предохранители; 5— реле электродвигателей отопителя; 6— тоннальные сигналы; 7—зуммер; 8—клапан электромагнитный; 9—переключатель света комбинированный; 10—реле звуковых сигналов; I—к выключателю приборов и стартера; II—к блоку контрольных ламп; А—система отопления; Б—система звуковой сигнализации

Система звуковой сигнализации включает пневматический и электрические звуковые сиг­налы, предназначенные для обеспечения безопасности движения, и зуммер (звуковой сигнализатор), указывающий на аварийное падение давления в контурах пневмопривода тормозов автомобиля.

Пневматический звуковой сигнал вклю­чается нажатием кнопки на комбинированном переключателе. При этом напряжение подается на электропневмоклапан, который открыва­ет доступ воздуха из контура IV пневма­тического привода тормозов к сигналу.

Питание электрических звуковых сигна­лов 6 (см. рис. 257) осуществляется через предохранитель ПР 510А (или 13.3722) и реле 10 типа 11.3747.010. Для включения их необходимо повернуть вверх рычаг комбинированного переключателя 9.

Питание зуммера осуществляется через предохранитель ПР 510А (или 13.3722). С массой автомобиля зуммер соединен через блок 29 (см. рис. 254) контрольных ламп и датчики аварийного падения давления воздуха.