Система смазки и питания двигателя топливом КрАЗ-5233НЕ

В систему смазки двигателя включен водомасляный теплообменник, который установлен с левой стороны двигателя. Подача масла в водомасляный теплообменник идет из масляного насоса, а охлаждающая жидкость – из системы охлаждения.

В начальный период работы двигателя охлаждающая жидкость, проходящая через водомасляный теплообменник, нагревает масло, а в дальнейшем, при оптимальной температуре в системе охлаждения, охлаждает его. На корпусе водомасляного теплообменника расположено отверстие для слива охлаждающей жидкости, закрытое пробкой. По заказу потребителей вместо пробки может устанавливаться кран.

Схема системы питания двигателя топливом показана на рисунок 7.

На автомобилях установлены два топливных бака. Баки оборудованы датчиком указателя уровня топлива и насосом топливного бака. В верхней части баки имеют сапуны в виде изогнутых трубок. На левом баке установлен распределительный кран. Положение рукоятки крана показано на схеме.

Схема системы питания двигателя топливом КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 7 – Схема системы питания двигателя топливом

1-левый топливный бак; 2-трубка слива топлива от форсунок в левый бак; 3-трубка от топливораспределительного крана к фильтру грубой очистки; 4- фильтр грубой очистки; 5-трубка от фильтра грубой очистки к топливоподкачивающему насосу; 6-трубка слива топлива от форсунок левая; 7- топливоподкачивающий насос; 8-форсунка; 9-трубка высокого давления от ТНВД к форсунке; 10-топливный насос высокого давления ТНВД; 11-трубка от топливоподкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки; 12-трубка от ТНВД к фильтру тонкой очистки топлива; 13-фильтр тонкой очистки; 14-трубка от фильтра тонкой очистки к ТНВД всасывающая; 15-трубка от фильтра тонкой очистки к бачку топливному подогревателя; 16-трубка слива топлива от форсунок правая; 17-бачок топливный подогревателя; 18-насос топливного бака (НТБ), 19-правый топливный бак; 20, 21-трубка из правого бака к топливорасределительному крану; 22-распределительный кран левого топливного бака; 23-трубка от левого бака к крану всасывающая.

I-забор топлива из левого бака; II-забор топлива из правого бака; III-кран закрыт

Привод управления подачей топлива состоит из напольной педали, системы рычагов, тяг и ручного привода. Педаль 1 (рисунок 8) с помощью промежуточных рычагов и шарнирной тяги связана с рычагом 33 регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Ручной привод сдублирован с педалью подачи топлива так, что при установке рукоятки 18 в требуемое положение, ножной педалью можно только увеличивать частоту вращения коленчатого вала двигателя. Рукоятка 18 служит для установки постоянной частоты вращения и для останова двигателя отключением подачи топлива.

Привод управления подачей топлива должен обеспечивать максимальную и минимальную частоту вращения, удерживать любую заданную частоту вращения и обеспечивать четкую остановку двигателя. Проверяется работа привода в такой последовательности: при нажатой до отказа педали 1 рычаг 33 регулятора должен упираться в болт ограничения максимальной частоты, а при отпущенной педали – в болт ограничения минимальной частоты вращения. Педаль при этом должна перемещаться без заеданий, и четко возвращаться в исходное положение. Рукоятка 18 ручного привода удерживает заданную частоту вращения, а при повороте ее вперед до отказа (положение включенной подачи топлива) обеспечивается четкая остановка двигателя. При нажатии на педаль 5 цилиндр 21 отключает подачу топлива.

Привод управления подачей топлива КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 8 – Привод управления подачей топлива:

1 – педаль управления подачей топлива; 2 – шланг соединительный; 3 – включатель; 4 – пневмоклапан вспомогательной тормозной системы; 5 – педаль вспомогательного тормоза; 6 – подводящий воздухопровод; 7 – воздухопроводы; 8 – электропневмоклапан; 9 – воздухопровод к цилиндру заслонки вспомогательной тормозной системы; 10 – тройник; 11 – шланг соединительный; 12 – рычаг педали; 13 – рычаг ручного управления подачей топлива со втулкой; 14 – кронштейн педали; 15 – тяга ручного управления подачей топлива; 16 – гайка; 17 – шайба фрикционная; 18 – рукоятка тяги ручного управления; 19 – втулка рычага управления подачей топлива; 20 – тяга останова двигателя; 21 – цилиндр пневматический; 22 – рычаг управления подачей топлива; 23 – рычаг цилиндра останова двигателя; 24 – пружина; 25 – кронштейн рычага регулятора; 26 – тяга управления подачей топлива; 27 – скоба останова двигателя; 28 – кронштейн тяги остановы двигателя; 29 – пружина возвратная рычага регулятора; 30 – кронштейн пружины рычага регулятора; 31 – кронштейн пружин; 32 – пружина возвратная скобы останова двигателя; 33 – рычаг управления регулятором.

Регулировка привода. Минимальная и максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя регулируется изменением длины тяги 26. Отключение подачи топлива при включении вспомогательной тормозной системы регулируется изменением длины тяги 20. Фиксация рукоятки 18 в заданных положениях обеспечивается соответствующей затяжкой фрикционных шайб 17 гайкой 16. Затяжку гайки 16 следует производить так, чтобы привод надежно удерживал педаль в любом положении, а рукоятка 18 поворачивалась на оси от усилия руки.

Привод управления остановом двигателя противоугонным устройством. Привод обеспечивает выключение подачи топлива при вынутом ключе выключателя стартера приборов и противоугонного устройства. При вынутом ключе включается электропневмоклапан 8 и открывается воздушный канал. Сжатый воздух поступает к силовому цилиндру, который в свою очередь выключает подачу топлива.