Передний мост КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

На автомобиле установлено два ведущих моста: передний и задний. Колеса переднего моста управляемые.

Передний ведущий мост КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 24 – Передний ведущий мост:

1-болт крепления колеса; 2-ступица; 3-гайка крепления подшипников; 4- замковая шайба; 5-контргайка; 6-фланец; 7-наружная полуось; 8-наружный подшипник ступицы; 9-манжеты уплотнительного устройства подкачки шин; 10- стакан манжет; 11-заглушка; 12-тормозной барабан; 13-стакан манжеты; 14- защитный диск; 15-подвод воздуха; 16-кулак, 17-верхняя крышка; 18- регулировочные прокладки; 19-роликовый подшипник шкворня; 20-резиновая заглушка; 21-бронзовая втулка; 22-шаровая опора; 23-картер моста; 24-манжета; 25-внутренняя полуось; 26-уплотнительное устройство; 27-корпус поворотного кулака; 28-диск; 29-нижняя крышка; 30-накладка тормозной колодки; 31- маслоотражатель; 32-внутренний подшипник ступицы; 33-цапфа; 34-тормозная колодка нижняя.

Шаровые опоры 22 с помощью шпилек крепятся к фланцам картера моста, а на шкворне шаровых опор в роликовых конических подшипниках 19 установлены поворотные кулаки. Крышки 17 подшипников шкворней выполнены как одно целое с рычагами поворотных кулаков, за исключением правого верхнего шкворня, для которого предусмотрена крышка. Под крышками подшипников верхнего и нижнего шкворней имеются регулировочные прокладки 18, при помощи которых осуществляется регулировка предварительного натяга подшипников шкворней.

К корпусу поворотного кулака прикреплены цапфа 33, суппорт переднего тормозного механизма и маслоотражатель.

В полости шаровой опоры расположен шарнир равных угловых скоростей (рисунок 25), обеспечивающий вращение наружной и внутренней полуосей с равной угловой скоростью. Полуоси от осевых и радиальных перемещений фиксируются втулками 21 (рисунок 24), запрессованными в цапфу 33 поворотного кулака и шаровую опору 22.

Рисунок 25 – Шарнир равных угловых скоростей:

Шарнир равных угловых скоростей КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

1-наружный кулак шарнира; 2-вкладыш наружного кулака; 3-диск шарнира; 4-вкладыш внутреннего кулака; 5- внутренний кулак шарнира

При разборке шарнира равных угловых скоростей не рекомендуется разукомплектовывать полуоси с кулаками, а кулаки с диском и менять их взаимное положение во избежание нарушения приработки деталей шарнира.

Устройство главной передачи переднего моста дано на рисунке 26.

Шестерни и подшипники (кроме подшипников ведущей конической шестерни) унифицированы с аналогичными деталями главной передачи заднего моста.

Главная передача переднего моста КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 26 – Главная передача переднего моста:

1-пластина стопорная; 2-пластина замковая; 3-гайка подшипников дифференциала; 4-крестовина дифференциала; 5-гнездо подшипников; 6, 15, 26, 33-крышки; 7, 24, 34-шайбы опорные; 8, 11, 14, 28, 31-роликовые конические подшипники; 9, 21-прокладки регулировочные; 10-ведущая коническая шестерня; 12-втулка распорная; 13-шайба регулировочная; 16-манжета; 17-фланец с отражателем; 18-шайба тарельчатая пружинная; 19-картер ведущей конической шестерни; 20-вал; 22-картер редуктора; 23-ведомая коническая шестерня; 25- ведущая цилиндрическая шестерня; 27-шпонка; 29-сателлит; 30-кольцо опорное подшипника; 32-чашка дифференциала; 35-шестерня полуоси; 36-ведомая цилиндрическая шестерня.

Регулировка подшипников ступиц колес. Для выявления необходимости регулировки подшипников следует поднять колесо домкратом так, чтобы шина не касалась земли, снять фланец полуоси. Если при покачивании колеса чувствуется люфт, необходимо отрегулировать затяжку подшипников в таком порядке:

-отвернуть контргайку 5 подшипников (рисунок 24) и снять шайбу 4;

-завернуть гайку 3 до тугого вращения колеса. При затягивании гайки необходимо проворачивать колесо для правильного размещения роликов в обоймах подшипников;

-отвернуть гайку 3 на 90 градусов;

-установить стопорную шайбу, если отверстия на шайбе и гайке не совпадают, затянуть гайку до ближайшего совпадения отверстий (суммарный угол отворачивания гайки 3 должен быть 70-90 градусов);

-установить контргайку следует шлифованной стороной к гайке. Момент затяжки контргайки 5 должен быть 250-600 Н•м (25-60 кгс•м).

Правильность регулировки окончательно определить при контрольном пробеге по степени нагрева ступиц. Повышенный нагрев (более 90ºС) не допускается и должен быть устранен повторной регулировкой.

Проверка и регулировка подшипников шкворней поворотных кулаков переднего моста. Осевой люфт в подшипниках шкворней проверять при снятых ступицах, отсоединенных тягах рулевой трапеции от поворотных рычагов и затянутых до отказа гайках крышек подшипников шкворней (момент затяжки гаек 250-320 Н•м (25-32 кгс•м)). При покачивании цапфы 33 (рисунок 24) вверх-вниз люфта не должно быть.

При наличии осевого люфта необходимо:

-очистить от пыли и грязи шаровую опору, крышки подшипников шкворней, корпус поворотного кулака и протереть ветошью, смоченной в чистом дизельном топливе;

-отвернуть болты крепления уплотнения 24 и выдвинуть его наружу до прекращения контакта между манжетой и шаровой опорой 22;

-отвернуть гайки шпилек верхней и нижней крышек (рычаг поворотного кулака) и отрегулировать затяжку подшипников шкворней. Конические подшипники должны быть отрегулированы с предварительным натягом, соответствующим моменту 60-80 Н•м (6-8 кгс•м), необходимому для поворота корпуса поворотного кулака (без уплотнения), что соответствует приложению усилия в пределах 340-470 Н (34-47 кгс) к отверстию под шаровой палец верхнего рычага поворотного кулака. При этом усилие должно быть приложено перпендикулярно радиусу вращения.

Регулировка подшипников осуществляется с помощью прокладок 18 под верхней и нижней крышками. Если для обеспечения натяга подшипников требуется удалить прокладку толщиной 0,2 мм, то ее следует снять из-под нижней крышки;

-проверить состояние тормозных колодок, барабанов и надежность стопорения осей колодок;

-подсоединить рулевые тяги к поворотным рычагам и установить необходимое схождение передних колес (см. раздел 5.10.4. «Рулевой привод» настоящего Руководства). При установке тяги рулевой трапеции короткий конец ее должен находиться у левого колеса.

Смена смазки в шаровых опорах переднего моста. Смазку в шаровых опорах менять при снятых ступицах в следующем порядке:

отсоединить цапфу 33 (рисунок 24) от корпуса поворотного кулака. Снимать цапфу следует осторожно, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поврежденную прокладку следует заменить новой;

-вынуть полуоси 7 и 25 с кулаками 16 и диск 28. Разукомплектовывать полуоси с кулаками и менять их взаимное положение не рекомендуется во избежание нарушения приработки деталей шарнира;

-удалить смазку и промыть внутреннюю полость шаровой опоры 22 и детали шарнира равных угловых скоростей в чистом дизельном топливе или керосине, после чего продуть сжатым воздухом;

-заложить смазку в шаровую опору и собрать шарнир равных угловых скоростей, предварительно смазав его детали, установить и закрепить цапфу. Верхние подшипники шкворней смазать через прессмасленку, ввернутую в крышку (10-15 нагнетаний ручным шприцем).