Насос рулевого усилителя КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Насос рулевого усилителя предназначен для нагнетания рабочей жидкости в рулевой усилитель и обеспечения ее циркуляции в гидравлической системе рулевого управления.

Насос усилителя крепится к крышке распределительных шестерен с левой стороны двигателя, а масляный бачок – на левом крыле. Насос и бачок соединены между собой питающим шлангом.

Насос (рисунок 43) – лопастного типа, двойного действия, то есть за один оборот вала насоса совершается два полных цикла всасывания и нагнетания.

В корпусе 3 насоса (в шариковом 19 и игольчатом 17 подшипниках) установлен вал 18, на наружном конце которого закреплен приводной шкив 1. На шлицах внутреннего конца вала установлен ротор 4, в радиальные пазы которого вставлены лопасти 5 (10 шт.).

Насос рулевого усилителя КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 43 – Насос рулевого усилителя:

1-шкив; 2-манжета; 3-корпус насоса; 4-ротор; 5-лопасти; 6-ось кронштейна; 7- неподвижный кронштейн; 8-коллектор насоса; 9-крышка насоса; 10-пружина перепускного клапана; 11-винт регулировочный; 12-кронштейн подвижный; 13- клапан предохранительный; 14-клапан перепускной; 15-диск распределительный; 16-статор; 17-подшипник игольчатый; 18-валик насоса; 19- шарикоподшипник

А–подвод масла из бачка; Б–отвод масла к распределителю

Ротор с лопастями находится внутри статора 16.

Статор с распределительным диском 15 и крышкой 9 крепится к корпусу насоса стяжными болтами. Правильное положение статора с распределительным диском относительно корпуса насоса обеспечивается двумя установочными штифтами. При этом направление стрелки на статоре должно совпадать с направлением вращения вала насоса (если смотреть со стороны шкива).

Статор, ротор и лопасти подобраны на заводе по размерным группам, по- этому нельзя нарушать их комплектность при разборке насоса.

В крышке 9 насоса расположены два клапана: перепускной и предохранительный. Перепускной клапан 14 ограничивает производительность насоса при повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя. Предохранительный клапан 13, помещенный внутри перепускного клапана, ограничивает давление масла, когда оно достигает 7 МПа (70 кгс/см2).