Рулевой механизм КрАЗ-65053, КрАЗ-64431

Рулевой механизм состоит из винта 2 (рис.44) и шариковой гайки-рейки 4, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором 8.



Рис.43. Рулевое управление

Рис.43. Рулевое управление

Рулевой механизм  КрАЗ-65055, КрАЗ-65053, КрАЗ-64431

Рис.44. Рулевой механизм:

1 - сферические подшипники; 2 - винт; 3 - картер; 4 - гайка-рейка; 5 - шарики; 6 - распределитель; 7 - входной вал рулевого механизма; 8 - зубчатый сектор; 9 - регулировочные прокладки; 10 - нижняя крышка; 11 - отверстия; 12 - эксцентрические вкладыши; 13 - металлокерамические втулки; 14 - штифты; 15, 19 - крышки (задняя и передняя); 16 - пробка; 17 - прижим; 18 - упорное кольцо; 20 - манжета; 21 - гайка


Полукруглые резьбовые канавки на винте и гайке-рейке образуют спиральный канал, который заполняется при сборке рулевого механизма шариками высокой точности. Комплектность деталей, принятую при заводской сборке (винт, гайка-рейка, шарики), нарушать не допускается. Распределитель гидроусилителя руля - золотникового типа, встроен в рулевой механизм. В корпусе распределителя имеется три кольцевые расточки. Средняя расточка соединена с каналом для подвода рабочей жидкости от насоса, а крайние – с каналом для отвода жидкости на слив. В трех реактивных камерах корпуса размещены плунжеры 25 (см. рис.46), которые могут в нем свободно перемещаться.


Снятие рулевого механизма

Снятие рулевого механизма проводить следующим образом:

1. Подложить под колеса автомобиля противооткатные упоры.

2. Установить колеса переднего моста в положение, соответствующее движению по прямой.

3. Отсоединить вилку карданного вала 10 (см. рис.43) от входного вала 18 (рис.46), для чего вывернуть его стяжной болт.

4. Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления сошки 3 (рис.45) на валу 2 и спрессовать сошку 3 с вала 2 с помощью съемника, не отсоединяя при этом от сошки продольную рулевую тягу 19 (см. рис.43).

5. Отсоединить шланги 2, 11 и 12 и трубки от распределителя 6 (см. рис.44).

6. Отвернуть болты крепления рулевого механизма 1 (см. рис.43) к кронштейну 21 рамы и снять рулевой механизм.


Спрессовка сошки рулевого механизма КрАЗ-65055, КрАЗ-65053, КрАЗ-64431

Рис.45. Спрессовка сошки рулевого механизма:

1 - съемник; 2 - вал зубчатого сектора; 3 - сошка рулевого механизма; 4 - специальное кольцо; 5 - картер рулевого механизма


Разборка рулевого механизма

Разборку рулевого механизма выполнять в следующем порядке:

1. Слить из картера рулевого механизма масло.

2. Отвернуть болты 10 (рис.46) крепления распределителя к картеру 1 рулевого механизма.

3. Повернуть корпус 6 распределителя так, чтобы отверстия в нем не совпадали с отверстиями в картере 1 рулевого механизма и, заворачивая два специальных болта (рис.47) в картер 1, снять распределитель.

Примечание. Рекомендуется перед снятием распределителя нанести метки взаимного расположения картера 1 (см. рис.46) рулевого механизма, корпуса 6 распределителя и его крышки 9.

4. Отделить крышку 9 распределителя в сборе с валом 18 от корпуса 6 распределителя. Примечание. Рекомендуется перед снятием крышки 9 нанести метки взаимного расположения паза на втулке 12, в который производится кернение буртика гайки 3, относительно вала 18.

5. Отвернуть болты 23 крепления крышки 22 манжеты и снимите крышку в сборе.

6. Снять стопорное кольцо 16 и выпрессовать с помощью оправки (рис.48) из крышки манжету 1 и защитное кольцо 2.


Распределитель рулевого механизма КрАЗ-65055, КрАЗ-65053, КрАЗ-64431

Рис.46. Распределитель рулевого механизма:

1 - картер рулевого механизма; 2, 13 - подшипники; 3 - гайка; 5, 21 - уплотнительные кольца; 6 - корпус распределителя; 7 - обратный клапан; 8 - шарик; 9 - крышка распределителя; 10 - болт; 4, 11 - упорные подшипники; 12 - втулка; 14 - регулировочные прокладки; 15 - манжета; 16 - стопорное кольцо; 17 - защитное кольцо; 18 - входной вал; 19, 27 - штифты; 20 - торсион; 22 - крышка манжеты; 23 - болт; 24 - регулировочная прокладка; 25 - реактивные плунжеры; 26 - золотник; 28 - винт; А - канал для отвода рабочей жидкости на слив; В - канал для подвода рабочей жидкости от насоса; К, Е - каналы для подвода (отвода) рабочей жидкости к полостям силового цилиндра; С, F, D - кольцевые расточки; М, N - сверления для соединения полостей упорных подшипников со сливом


Болт для снятия распределителя КрАЗ-65055, КрАЗ-65053, КрАЗ-64431

Рис.47. Болт для снятия распределителя


Выпрессовка манжеты из крышки КрАЗ-65055, КрАЗ-65053, КрАЗ-64431

Рис.48. Выпрессовка манжеты из крышки:

1 - манжета;. 2 - защитное кольцо


7. Извлечь из крышки 9 (см. рис.46) вал 18 в сборе с подшипниками 13. Спрессовать с вала 18 подшипники 13.

8. Отвернуть гайку 3, снять упорный подшипник 4 и вынуть из корпуса 6 втулку 12 в сборе с регулировочными прокладками 24, упорным подшипником 11 и золотником 26. Снять с втулки 12 золотник 26, подшипник 11 и прокладки 24.

9. Извлечь из корпуса 6 распределителя реактивные плунжеры 25 и вывернуть обратный клапан 7.

10. Выбить штифт 19 из вала 18 и зачистить круговые пазы под него на валу и торсионе 20.

11. Переместить поворотом винта 2 (см. рис.44) гайку-рейку 4 в одно из крайних положений.

12. Отвернуть болты крепления крышек 15 и 19, снять заднюю крышку 15 и переднюю крышку 19 в сборе с манжетой 20. Выпрессовать из крышки 15 манжету 20.

13. Извлечь из картера 3 эксцентрические вкладыши 12 в сборе с металлокерамическими втулками 13, упорное кольцо 18 и зубчатый сектор 8. Выпрессовать с помощью оправки (рис.49) из вкладышей 12 (см. рис.44) металлокерамические втулки 13.


Выпрессовка металлокерамических втулок КрАЗ-65055, КрАЗ-65053, КрАЗ-64431

Рис.49. Выпрессовка металлокерамических втулок


14. Отвернуть болты крепления нижней крышки 10, снять крышку в сборе с наружной обоймой сферического подшипника 1. Извлечь из картера винт 2 с гайкой-рейкой 4.

15. Спрессовать с винта 2 внутренние обоймы сферических подшипников 1. Примечание. При ремонте не рекомендуется разбирать узел винт с гайкой-рейкой в сборе. Но в тех случаях, когда имеются зазоры в этом сопряжении, превышающие допустимые, а также риски и задиры на рабочих поверхностях, целесообразно разобрать узел и замерить детали для определения их пригодности для использования в другой размерной группе.

16. Выпрессовать с помощью оправки (рис.50) из картера 3 (см. рис.44) крышку 10 с наружной обоймой сферического подшипника 1.

17. Выпрессовать из крышки 10 наружную обойму сферического подшипника 1.

18. Выбить штифт 27 (см. рис.46) крепления торсиона 20 и извлечь из винта 28 торсион.


Выпрессовка наружной обоймы сферического подшипника КрАЗ-65055, КрАЗ-65053, КрАЗ-64431

Рис.50. Выпрессовка наружной обоймы сферического подшипника


Проверка технического состояния деталей и ремонт

Внешним осмотром проверить состояние зубьев гайки-рейки и зубчатого сектора, беговых дорожек винта и гайки-рейки, состояние подшипников, их шариков и направляющих. Наличие мелкого питинга на зубьях сектора и гайки-рейки, на шариках или на беговых дорожках винта, гайки-рейки указывает на начало износа этих деталей. В этом случае детали заменить, так как износ будет прогрессировать. При замене изношенных деталей замену винта, гайки-рейки и шариков производить комплектно. Проверить состояние резьбы и спиральной нарезки на входном валу, резьбы, шлицев и спиральной нарезки втулки золотника, шлицев винта и подшипников скольжения, которые не должны иметь следов задиров. Не должно быть также зазора в соединении торсиона с винтом. Номинальные и предельно допустимые без ремонта размеры деталей рулевого механизма приведены в табл.13.


Таблица 13. Номинальные и предельно допустимые без ремонта размеры деталей рулевого механизма

Место износа Номинальный размер, мм

Предельно допустимый
без ремонта размер, мм
1 2 3
Диаметр отверстия под сферический
подшипник в картере рулевого механизма

72
+0.018
-0.012
72,03
Винт рулевого механизма в сборе
с гайкой-рейкой: - диаметр шеек
под подшипники
30
+0.017
+0.002
29,89
- толщина зубьев гайки-рейки S=9.425
h=5.0
9,0
5,0
- диаметр отверстия под штифт
крепления торсиона
4.9
+0,048
4,97
- толщина шлицев винта 6
-0.03
-0.06
5,88
Диаметр шеек торсиона 12
-0.050
-0.093
11,88
Зубчатый сектор:
- диаметр шеек вала под
металлокерамические втулки
45
-0.025
44,94
- толщина зубьев S=6.99±0.035
h=2.846
6,9
2,846
- шейка под манжету 45
-0.025
44,94
Диаметр отверстия под подшипник в
нижней крышке картера
72
+0,018
- 0,012
72,03
Внутренний диаметр
металлокерамических втулок
45
+0,050
45,064
Входной вал:
- диаметр шеек под
шариковые подшипники
35
+0.018
+0.002
34,992
- диаметр шейки под манжету 30
-0.052
29,75


Сборка рулевого механизма

Все детали тщательно промыть, обезжирить и продуть сжатым воздухом. Сборка рулевого механизма должна производиться в условиях, исключающих попадание пыли и грязи на детали,

Сборку рулевого механизма проводить в следующем порядке:

1. Запрессовать с помощью оправки в крышку 10 (см. рис.44) наружную обойму сферического подшипника 1.

2. Установить во внутреннюю полость винта 28 (см. рис.46) торсион 20, совместить их отверстия и запрессовать штифт 27.

3. Напрессовать, на шейки винта 2 (см. рис.44) внутренние обоймы сферических подшипников 1.

4. Установить винт 2 с гайкой-рейкой 4 и подшипниками 1 в картер 3 рулевого механизма.

5. Установить крышку 10 в картере 3 до упора наружной обоймы в ролики подшипника, предварительно установив между крышкой и картером регулировочные прокладки 9.

6. С помощью прокладок 9 отрегулировать натяг подшипников 1.


Момент, необходимый для проворачивания винта 2 (во всем диапазоне перемещения – до упора гайки-рейки 4 в картер 3), должен находиться в пределах 0,9 - 1,5 Н·м (0,09

- 0,15 кгс·м). Определение момента проворачивания повторите несколько раз с предварительным поворотом винта в гайке-рейке на один оборот.


7. Установить гайку-рейку 4 вращением винта 2 в среднее положение.

8. Установить сектор 8 с упорными кольцами 18 в картер 3 так, чтобы средний зуб сектора попал в среднюю впадину гайки-рейки 4.

9. Установить на вал сектора 8 с обеих сторон вкладыши 12, предварительно запрессовав в них металлокерамические втулки 13. Риски на торцах вкладышей 12 должны находиться со стороны, противоположной гайке-рейке 4.

10. Для регулировки зубчатого зацепления повернуть эксцентрические вкладыши 12 по часовой стрелке на один и тот же угол (если смотреть со стороны вала сектора 8) настолько, чтобы устранить зазор в зубчатом зацеплении.

11. Установить крышки 15 и 19 таким образом, чтобы штифты 14 вошли в отверстия во вкладышах 12, а резьбовые отверстия в картере 3 под крепление крышек совпали с отверстиями крышек.

При незначительном несовпадении отверстий в крышках и картере повернуть вкладыши 12 в ту или другую сторону до совпадения отверстий, обратив при этом внимание на отсутствие зазора в зубчатом зацеплении. Штифты 14 расположить друг против друга на одной линии (см. рис.44).

После регулировки и установки крышек 15 и 19 момент, необходимый для проворачивания винта 2 (без распределителя) в среднем положении, должен находиться в пределах 2,4 - 3,5 Н·м (0,24 - 0,35 кгс·м).

12. Установить в корпус 6 (см. рис.46) распределителя реактивные плунжеры 25 и ввернуть обратный клапан 7.

13. Установить на втулку 12 регулировочные прокладки 24, упорный подшипник 11 и золотник 26, установить втулку в корпус 6 распределителя.

14. Установить на втулку 12 упорный подшипник 4 и наверните гайку 3. Раскернить буртик гайки 3 в паз втулки 12.

15. Запрессовать в крышку 22 манжету 15, защитное кольцо 17, а на шейки входного вала 18 подшипники 13, установить стопорное кольцо 16.

16. Установить входной вал 18 в сборе в крышку 9 распределителя, затем крышку 22 в сборе, предварительно установив между крышками регулировочные прокладки 14. Закрепить крышку 22 болтами 23.

17. Установить крышку 9 в сборе с валом 18 в корпус 6 распределителя по меткам, нанесенным при разборке, вворачивая винтовую часть входного вала во втулку 12.

18. Совместить отверстия в крышке 9 и корпусе 6 распределителя, вставить и затянуть болты 10.

19. Установить распределитель 6 (см. рис.44) в картер 3 рулевого механизма по меткам, нанесенным при разборке. При этом круговые пазы в торсионе 20 (см. рис.46) и на входном валу 18 должны совпадать.

20. Установить штифт 19 и застопорить его кернением в торец вала 18. Штифт должен заходить в отверстия с небольшим натягом.

При замене деталей распределителя или картера рулевого механизма (кроме крышки 22, манжеты 15 и кольца 17) после сборки производить установку золотника 26 в нейтральное положение, для чего сделать следующее:

- установить рулевой механизм на стенд, оборудованный насосом и манометром;

- застопорить вал сектора и заглушить пробками каналы К и Е для соединения с полостями цилиндра; канал В соединить с насосом, а канал А со сливом;

- при работающем насосе поворотом вала 18 найти положение, при котором давление в системе будет минимальным. Завернуть болт в радиальное отверстие вала 18

и застопорить торсион 20 относительно вала.

При застопоренном торсионе 20 золотник 26 должен возвращаться в нейтральное положение при снятии момента с вала 18;

- при несовпадении круговых пазов под штифт 19 на торсионе 20 и валу 18 просверлите отверстие на больший диаметр и установить новый штифт 19.

Момент, необходимый для проворачивания винта рулевого механизма в сборе с распределителем в среднем положении гайки-рейки, должен быть в пределах 2,7 - 4,1 Н·м (0,27 -

0,41 кгс·м).


Установка рулевого механизма

Устанавливать рулевой механизм необходимо следующим образом:

1. Залить масло АУ в картер рулевого механизма.

2. Закрепить рулевой механизм (см. рис.43) на кронштейне21.

3. Поворотом входного вала 18 (см. рис.46) совместить метку на торце вала зубчатого сектора с меткой на сошке, надеть сошку на шлицы вала сектора и закрепить ее.

4. Подсоединить вилку карданного вала 10 (рис.43) к входному валу 18 (см. рис.46), предварительно установив шпонку, и завернуть в вилку стяжной болт.

5. Подсоединить шланги 11 (см. рис.43), 12 и трубки к распределителю.