Система охлаждения двигателя КрАЗ-65053

Система охлаждения двигателя (рис.14) включает в себя радиатор 16, кожух вентилятора 4, расширительный бачок 31, соединительные патрубки и шланги. Снятие радиатора осуществляется в такой последовательности:

- слить охлаждающую жидкость через сливной кран 26, предварительно сняв пробку расширительного бачка;

- снять расширительный бачок 31, вывернув четыре болта 20 и отсоединив трубу 38;

- отсоединить от патрубков радиатора шланг 17, патрубок правый 18, шланг 41;

- отвернуть болты 5 крепления кожуха вентилятора и снять его;

- отсоединить трос привода шторки радиатора*;

- отвернуть гайки 25 тяг 2 крепления радиатора с обеих сторон и снять тяги 2;


* Шторка радиатора может не устанавливаться


- отвернуть болты 12 крепления радиатора к лонжеронам рамы снять амортизаторы 10, поддерживая радиатор.

После этого осторожно снять радиатор с автомобиля и отправить его к месту ремонта или технического обслуживания.

Сборку проверенного и отремонтированного радиатора производить в обратной последовательности. Изношенные манжеты 57, втулки 9 заменить новыми.


Рис.14. Радиатор с кожухом и расширительным бачком

Рис.14. Радиатор с кожухом и расширительным бачком:

1 - подушка радиатора малая; 2 - тяга крепления радиатора; 3 - хомут; 4 - кожух вентилятора; 5, 12, 20, 21, 22, 47, 50 - болт; 6, 8, 13, 14, 24, 27, 30, 49 - шайба; 7, 15, 25, 28, 29, 48 - гайка; 9 - втулка; 10 - амортизатор радиатора; 11 - кольцо; 16 - радиатор; 17, 19, 35, 36, 39, 41, 45 - шланг; 18 - патрубок правый; 23 - кронштейн; 26 - кран; 31 - бачок расширительный; 32, 37 - лента стяжная; 33 - пряжка хомута; 34 - шплинт; 38 - труба; 40 - кляммер; 42, 44 - прокладка; 43 - патрубок распределительный; 46 - труба подводящая; 51 - заглушка; 52 - кронштейн правый, 53 - кронштейн левый; 54, 55 - сухарь; 56 - винт; 57 - манжета


Радиаторы. Перед ремонтом для выявления места течи и после ремонта для контроля герметичности радиаторы проверить воздухом под давлением 0,38 - 0,42 МПа (3,8 - 4,2 кгс/см2) – для масляного радиатора и 0,15 МПа (1,5 кгс/см2) – для водяного радиатора в ванне с водой в течение не менее 5 мин. При этом пропуск воздуха не допускается. Испытание на герметичность рекомендуется производить после очистки наружной поверхности сердцевины радиатора от грязи, смолистых отложений, следов коррозии и удаления накипи, которая, заполняя поры и трещины, может скрывать дефекты. Поврежденные наружные трубки необходимо паять мягким припоем без разборки радиатора. Внутренние, не доступные для пайки трубки, можно заглушить пайкой со стороны бачков на глубину не менее 10 мм. Число заглушенных трубок должно быть не более 5 % от общего количества трубок сердцевины. При наличии большого количества поврежденных трубок, а также для ремонта крепления патрубков к бачкам необходимо отпаять верхний и нижний бачки и заменить трубки новыми. Трубки радиаторов, имеющие вмятины, должны быть выправлены калибрующим стержнем. Допускаются вмятины глубиной до 1 мм, уменьшающие поперечное сечение трубки не более чем на 20 %. Радиаторы после пайки следует промыть щелочным раствором для нейтрализации кислоты с последующей промывкой горячей водой для удаления щелочного раствора. Бачки радиатора, имеющие вмятины глубиной не более 4 мм без резких переходов и смятие охлаждающих пластин, подлежат правке. Охлаждающие пластины должны быть выправлены так, чтобы они не касались друг друга. Деформированные пластины рекомендуется выправлять при помощи специальной гребенки. Для правки вмятин бачков к деформированной поверхности припаивают стальную ленту в виде согнутой петли и с помощью рычага или ударами молотка выправляют вмятину. Допускается вырезать вмятину и поставить заплату из листовой латуни толщиной 0,5 - 0,8 мм или из выбракованного бачка радиатора. При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды возможно отложение накипи, ржавчины и осадков. Поэтому систему необходимо промыть. Перед промывкой радиатора следует убедиться в том, что он не засорен, так как в противном случае сильная струя воды может вызвать повреждение радиатора. При промывке направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной циркуляции. Накипь из системы охлаждения необходимо удалять раствором технического трилона Б в воде (20 г трилона на 1 л воды). Раствор трилона заливают в систему охлаждения, после одного дня работы двигателя (не менее 6 - 7 ч) отработавший раствор сливают и заливают свежий. Промывка продолжается 4 - 5 дней. Масляный радиатор следует промывать в горячем 10%-ном растворе каустической соды, затем в горячей воде. Обезжиривающий раствор и вода при промывке должны циркулировать в направлениях, обратных потокам масла и воздуха. Термостаты. В случае нарушения температурного режима двигателя следует проверить неисправность термостатов и целостность их прокладок. Исправный термостат, погруженный в нагретую до температуры 90 - 100ºС воду, при постепенном охлаждении начинает закрывать центральный клапан при температуре 81 - 85ºС и полностью закрывает его при температуре 67 - 72ºС. Неисправные термостаты и поврежденные прокладки необходимо заменить новыми. Расширительный бачок проверить на герметичность воздухом под давлением 0,08 - 0,12 МПа (0,8 - 1,2 кгс/см2) в ванне с водой; при этом пропуск воздуха не допускается. Бачок, имеющий пробоины, сквозную коррозию стенок бачка, ремонтируется постановкой заплат; при нарушении герметичности в местах пайки – запаять. Вмятины стенок бачка ремонтировать способом, приведенным выше. Проверить работу клапанов пробки бачка. Впускной (воздушный) клапан должен открываться при воздушном разрежении в бачке 0,001 - 0,013 МПа (0,01 - 0,13 кгс/см2), а выпускной (паровой) при избыточном давлении 0,060 МПа (0,60 кгс/см2). Шторка радиатора. Проверить вращение барабана на оси, который должен вращаться без заеданий от усилия руки. При заедании барабан следует разобрать и заменить дефектную деталь. При замене пружины следует учесть, что крепление второго конца пружины необходимо производить после предварительного закручивания ее на 6 - 7 оборотов для обеспечения полного наматывания полотна на барабан. Проверить полотно шторки на наличие разрывов, порезов или деформации. При наличии на полотне масляных пятен их необходимо удалить. Трещины, обломы на балке барабана или трещины по сварным швам подлежат заварке. Погнутость балки барабана или пластины шторки устранить правкой. Направляющие пружины, имеющие трещины или обломы, заменить новыми. Сборку радиатора производить в последовательности, обратной разборке.


Перечень возможных неисправностей системы охлаждения двигателя

Возможная неисправность Причина Метод устранения
1 2 3
Повышенный расход (утечка)
охлаждающей жидкости

Течь жидкости в местах
соединения шлангов с
патрубками радиатора
Подтянуть хомуты крепления
шлангов, а при повреждении
шлангов – заменить их
Течь жидкости через
спускные краники
Подтянуть краники
или заменить
Подтекание жидкости из
дренажного отверстия на
корпусе водяного насоса
Заменить упорное кольцо и
манжету крыльчатки
водяного насоса
Нарушение герметичности
пробки расширительного
бачка
Заменить прокладку пробки
или заменить пробку
Нарушение герметичности
стенок расширительного
бачка
Поставить заплаты
Пониженная температура
жидкости в системе охлаждения,
медленный прогрев двигателя
Неисправность термостатов
(клапаны постоянно открыты)
Заменить термостаты
Не закрывается
шторка радиатора
(см. неисправности в настоящем
«Перечне» ниже по тексту)
Повреждение шторки Заменить полотно
Повышенная температура
жидкости в системе
охлаждения*
Закрыта шторка радиатора
Открыть шторку
Заедание клапана термостата
в закрытом положении

Заменить термостат
Недостаточное натяжение или
обрыв ремня привода водяного
насоса
Отрегулировать натяжение
ремня или заменить его
Загрязнение наружных
поверхностей радиатора
Продуть радиатор сжатым
воздухом или промыть его
Загрязнение внутренних
поверхностей системы охлаждения
или отложение на них накипи или
продуктов коррозии
Промыть систему чистой
водой. При отложении накипи
промыть систему специальным
раствором
Недостаточное количество
жидкости в системе охлаждения
Долить в систему охлаждения
жидкость до нормы
Неэффективная работа
вентилятора (погнутость
лопастей или их поломка)
Отрихтовать лопасти вентилятора
или заменить вентилятор
Наличие газов в водяной рубашке
двигателя из-за разрушения прокладки
головки цилиндров (признак выбрасывания
воды через пароотводящую трубку при
закрытой пробке радиатора)
Заменить поврежденную
прокладку головки цилиндров

Не закрывается
шторка радиатора
Повреждение или износ деталей
привода управления шторкой
Заменить поврежденные или
изношенные детали
Поломка пружины
барабана шторки
Заменить пружину
Погнуты направляющие
стержни (по которым
перемещается шторка)
Отрихтовать направляющие
стержни


* Прежде чем искать причину неисправности, необходимо убедиться в наличии достаточного количества охлаждающей жидкости в системе