Карданная передача ЗИЛ-133

Устройство и техническое обслуживание

На автомобилях семейства ЗИЛ-133 при­менена проходная карданная передача (рис. 5.1), позволяющая осуществлять при­вод двух ведущих мостов от одного выход­ного вала коробки передач. Конструкция карданной передачи автомобилей семейст­ва одинакова. Она включает карданные валы, промежуточные опоры, карданные шарниры и шлицевые соединения. Отли­чия заключаются в числе и длине карданных валов, числе и конструкции проме­жуточных опор, размере труб карданных валов и размере шарниров.

Все карданные валы автомобиля ЗИЛ- 133Г2 имеют наружный диаметр трубы 77 мм, т. е. как на автомобиле ЗИЛ-130, а карданные шарниры, кроме карданного вала привода заднего моста, — взаимо­заменяемые с шарнирами автомобиля ЗИЛ-130.

Карданные валы автомобилей ЗИЛ-133ГЯ и ЗИЛ-133ВЯ, кроме кардан­ного вала привода заднего моста, имеют трубу с наружным диаметром 89 мм, при­меняемую на автомобиле ЗИЛ-131, а кар­данные шарниры, взаимозаменяемые с шар­нирами автомобиля ЗИЛ-131.

Карданный вал привода заднего моста одинаков для всех автомобилей семейства. Вилки шарниров имеют удлиненные ушки и допускают работу при больших углах, возникающих при взаимном перемещении промежуточного и заднего ведущих мостов. Фланец-вилка шарниров этих валов такая же, как на автомобиле ЗИЛ-157КД, а крестовина как на автомобиле ЗИЛ-130.

Промежуточная опора промежуточного карданного вала 4 автомобиля ЗИЛ-133 Г2 полностью унифицирована с промежуточной опорой автомобиля ЗИЛ-130, а опора основного карданного вала 2 отличается только тем, что наружное кольцо заменено упорной втулкой. Промежуточные опоры карданных валов автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, - 133ВЯ одинаковы.

Карданная передача ЗИЛ-133

Рис. 5.1. Карданная передача:

а) - автомобиля ЗИЛ-133Г2; б) - автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, - 133ВЯ; 1 - коробка передач; 2 - основной карданный вал; 3 - промежуточная опора; 4 - промежуточный карданный вал; 5 - карданный вал промежуточного моста; 6 - промежуточный мост; 7 - карданный вал заднего моста; 8 - задний мост.

Основные карданные валы всех автомобилей состоят из тонкостенной трубы с приваренными к ней с одной стороны вилкой для установки крестовины карданного шарнира, а с другой - шлицевым концом для установки фланца крепления карданного вала и промежуточной опоры (рис. 5.2)

Промежуточные опоры карданных валов ЗИЛ-133

Рис. 5.2. Промежуточные опоры карданных валов:

а) - автомобиля ЗИЛ-133Г2; б) - автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, - 133ВЯ; 1 - карданный вал; 2 - втулка сальника; 3 - сальник; 4 - грязеотражатель; 5 - корпус подшипника; 6 - подушка опоры; 7 - подшипник опоры; 8 - фланец; 9 - шайба; 10 - гайка; 11 - шплинт; 12 - упорная втулка; 13 - масленка; 14 - кронштейн крепления опоры; 15 - хомут крепления подушки.

Карданные валы привода мостов (рис. 5.3), кроме карданного вала привода про­межуточного моста автомобиля ЗИЛ-133Г2, и промежуточный карданный вал авто­мобиля ЗИЛ-133Г2 отличаются от ос­новного „карданного вала тем, что у иих вместо шлицевого конца приварена шли­цевая втулка, образующая вместе с вхо­дящей в нее скользящей шлицевой вилкой шарнира подвижное телескопическое сое­динение. Карданный вал привода проме­жуточного моста автомобиля ЗИЛ-133Г2 телескопического соединения не имеет. Основной карданный вал и карданный вал привода промежуточного моста автомо­биля ЗИЛ-133ВЯ короче аналогичных ва­лов автомобиля ЗИЛ-133ГЯ.

Карданные шарниры состоят из не­подвижной или скользящей вилки и флан­ца-вилки, соединенных между собой крес­товиной, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.

Особенностью конструкции шарнира яв­ляется наличие комплексного уплотне­ния, состоящего из однокромочной рези­новой самоподвижной манжеты 18 (см. рис. 5.3) радиального уплотнения, вмон­тированной в обойму подшипника, и двух­кромочной резиновой манжеты 17 торце­вого уплотнения, установленной на шипе крестовины. В подшипниках крестовины имеется постоянный запас смазки, не требующий пополнения в процессе экс­плуатации. В связи с этим на крестовинах отсутствуют масленки.

В подшипники крестовин при сборке на заводе закладывается консистентная смазка марки 158 в строго дозированном количестве: 1,3 г в каждое отверстие шипа и 4 г в каждый подшипник крестовины всех карданных валов, кроме основного и привода промежуточного моста автомо­билей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ, для шарниров которых в каждое отверстие шипа заклады­вается 4 г и в подшипник 4,5 г смазки.

Подшипники крестовин удерживают­ся в ушках вилок с помощью опорных пла­стин 15, закрепляемых болтами. Послед­ние стопорятся отгибом усиков стопорных пластин 16.

Шлицевые соединения карданных валов герметизированы заглушкой 6, резино­вым 9 и войлочным 11 кольцами. В полость между уплотнителями закладывается кон­систентная смазка Литол-24 в строго опре­деленном количестве — 240 г для всех шлицевых соединений, кроме шлицевого соединения карданного вала привода про­межуточного моста, в которое закладыва­ется 460 г смазки.

Промежуточная опора (см. рис. 5.2) карданного вала выполнена с одним под­шипником качения, установленным в рези­новой подушке и уплотненным с двух сторон сальниками (манжетами), защищен­ными грязеотражателями. Полость меж­ду сальниками через пресс-масленку за­полняется консистентной смазкой. Под шипник вместе с резиновой подушкой и уплотнителями установлен в кронштей­не опоры, который крепится болтами к специальному кронштейну поперечины ра­мы автомобиля.

Карданные валы динамически отбалан­сированы. Для отметки взаимного распо­ложения деталей отбалансированного кар­данного вала, имеющего шлицевое сое­динение, на них наносятся стрелки; одна на скользящей вилке, другая — на шлице­вой втулке (см. рис. 5.3).

Устранение дисбаланса карданных ва­лов производится балансировочными пла­стинами 4, привариваемыми на одном из концов карданного вала — на трубе или на шлицевой втулке. Допустимый дисбаланс основного карданного вала и вала при­вода среднего моста автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ — 100 гс - см, а остальных карданных валов автомобилей семейства —70 гс см.

Карданный вал промежуточного и заднего мостов ЗИЛ-133

Рис. 5.3. Карданный вал промежуточного и заднего мостов:

1 - фланец-вилки; 2 - крестовина; 3 - скользящая вилка; 4 - балансировочные пластины; 5 - труба карданного вала; 6 - заглушка; 7 - шлицевая втулка; 8 - разрезная шайба резинового кольца; 9 - резиновое кольцо; 10, 11 - разрезные шайбы войлочного кольца; 11 - войлочное кольцо; 13 - гайка сальника; 14 - подшипник шипа крестовины; 15 - опорная пластина; 16 - стопорная пластина; 17 - торцовое уплотнение подшипника; 18 - радиальное уплотнение подшипника.

Техническое обслуживание кардан­ной передачи включает в себя сле­дующие основные операции:

проверку затяжки болтов крепле­ния фланцев карданных валов. Мо­мент затяжки 8—9 кгс м;

проверку крепления кронштейнов промежуточных опор;

проверку затяжки болтов крепле­ния опорных пластин 15 подшипни­ков крестовины. Момент затяжки 1,4—1,7 кгс м;

смазку подшипников промежуточ­ных опор и шлицевых соединений согласно карте смазки;

Для смазки шлицевого соединения надо разобрать вал, промыть шлицы скользящей вилки и внутреннюю по­лость шлицевой втулки, заложить в нее строго определенное количество свежей смазки, смазав при этом шли­цы, и собрать вал.

Ремонт карданной передачи

Демонтаж. Для того чтобы снять карданную передачу с автомобиля ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ, необходимо ос­лабить болты крепления всех флан­цев валов, а затем, начиная с вала привода промежуточного моста, сни­мать поочередно остальные кардан­ные валы. Карданный вал с промежу­точной опорой вынимается из отвер­стия кронштейна поперечины рамы в сторону крепления фланца промежу­точной опоры.

С автомобиля ЗИЛ-133Г2 кардан­ные валы можно снимать либо пооче­редно указанным выше способом, ли­бо сразу — основной, промежуточ­ный и вал привода промежуточного моста. Для этого необходимо отвер­нуть болты крепления фланцев валов на промежуточном мосту, на короб­ке передач, и болты крепления про­межуточных опор на кронштейнах поперечин рамы. После этого, под­держивая карданные валы, опустить их вниз.

Чтобы вынуть один карданный вал или сразу несколько, как у ЗИЛ-133Г2 необходимо несколько сдвинуть его в продольном направле­нии, освободив из фланцев посадочный цилиндрический поясок фланец-вил­ки. Если снятый карданный вал пред­полагается разбирать, то следует заме­рить его монтажную длину (расстоя­ние между фланцами) с тем, чтобы потом собрать его таким же. Снятые карданные валы перед дальнейшей разборкой должны быть очищены от грязи и промыты.

Запрещается вставлять в шарнир монтажную лопатку или другие пред­меты с целью проворачивания кар­данного вала при снятии его с авто­мобиля или установке, а также для удержания его от проворачивания при подтяжке болтов крепления флан­цев, так как это неизбежно влечет за собой повреждение уплотнений и преждевременный выход из строя карданных шарниров. Чтобы удер­жать карданный вал от проворачива­ния, достаточно подложить клинья под колесо автомобиля.

Установка карданных валов — в обратной последовательности.

Разборка и сборка промежуточной опоры основного карданного вала. Вынуть шплинт 11 (см. рис. 5.2) и отвернуть гайку 10. С помощью съем­ника, с опорой на торец шлицевого конца вала снять фланец. У автомо­биля ЗИЛ-133Г2 предварительно дол­жны быть сняты хомут кожуха креп­ления подушки промежуточной опо­ры, стопорная скоба подушки и кронштейн промежуточной опоры.

Затем на автомобилях ЗИЛ-133Г2 с помощью съемника, с захватом за внутренний грязеотражатель 4 и упо­ром в торец шлицевого конца вала, снять весь комплект деталей промежу­точной опоры.

У автомобилей ЗИЛ-133ГЯ и -133ВЯ снять 2 болта, скрепляющие половины кронштейна 14 опоры, и разнять кронштейн. После этого снять с пазов подшипника резиновую подушку опоры. Снять роликовый подшипник вместе с наружным коль­цом и манжетами. Внутреннее кольцо подшипника и распорное кольцо си­дят на валу с зазором, поэтому сво­бодно снимаются от руки. Манжеты из наружного кольца выпрессовываются с помощью съемника.

В случае необходимости замены на автомобилях ЗИЛ-133ГЯ и -133ВЯ резиновой подушки разбирать пол­ностью опору не требуется. Для этого достаточно снять фланец 8 и два стяжных болта кронштейна 14, разнять половинки кронштейна и снять одну из них в сторону шлицево­го конца карданного вала.

Сборка промежуточной опоры — в обратной последовательности. При этом необходимо обращать внимание на то, чтобы подушка была установле­на срезанной частью вверх, а корпус 5 подшипника — отверстием под мас­ленку вниз. Фланец основного кар­данного вала должен быть установлен таким образом, чтобы после соедине­ния с фланец-вилкой ушки фланца- вилки и карданного вала были рас­положены в одной плоскости.

Разборка и сборка промежуточной опоры промежуточного карданного вала автомобиля ЗИЛ-1 ЗЗГ2. Отвер­нуть круглую шлицевую гайку креп­ления подшипника промежуточной опоры, предварительно расконтрив ее отгибкой стопорного уса наруж­ного грязеотражателя. Вынуть шли­цевую вилку вместе с уплотнительны­ми деталями и далее с помощью съем­ника, с упором в торец шлицевой втулки, снять с втулки все детали опоры. Все операции по снятию ос­тальных деталей такие же, как и для промежуточной опоры основного кар­данного вала автомобиля ЗИЛ-133Г2. При установке скользящей вилки следует руководствоваться указания­ми, приведенными в нижеследующем разделе.

Разборка и сборка карданного ва­ла. Отвернуть гайку 13 (см. рис. 5.3) и вынуть скользящую вилку из шли­цевой втулки. Затем снять с шлицевого конца скользящей вилки шайбу 8, резиновое кольцо 9, шайбу 10, войлочное кольцо 11, две шайбы 12 и гайку 13.

Сборка — в обратной последова­тельности. При этом, устанавливая скользящую вилку в шлицевую втул­ку, необходимо обеспечить располо­жение стрелок, выбитых на валу и скользящей вилке, одна против дру­гой.

При установке скользящей вилки в шлицевую втулку может образовать­ся воздушная пробка, которая будет ограничивать перемещение скользящей вилки и тем самым создавать зат­руднения во время монтажа собран­ного карданного вала на автомобиль. Для того чтобы устранить образовав­шуюся воздушную пробку, необходи­мо удалить излишний воздух из шли­цевого соединения, для чего прока­чать 3—4 раза скользящую вилку в шлицевой втулке. После этого уста­новить монтажное расстояние между центрами шарниров, соответствующее длине снятого карданного вала до разборки, установить в проточку шлицевой втулки разрезную шайбу и резиновое кольцо, а разрезные шайбы войлочного кольца и войлоч­ное кольцо — внутрь гайки сальни­ка. При этом разрезные шайбы вой­лочного кольца должны быть уста­новлены разрезом в разные стороны. Затем надеть гайку сальника на резь­бовой конец шлицевой втулки и затя­нуть гайку.

Разборка и сборка карданного шар­нира. Разборка необходима только в случае выхода из строя его деталей. Перед разборкой надо пометить взаимное положение вилок, подшип­ников и крестовины, затем отогнуть ушки стопорных пластин, вывернуть болты крепления опорных пластин и снять пластины.

Универсальный съемник подшипников крестовин карданных шарниров ЗИЛ-133

Рис. 5.4. Универсальный съемник подшипников крестовин карданных шарниров:

1 - основание; 2 - опоры; 3 - съемный стакан; 4 - головка упорного винта; 5 - траверса; 6 - упорный винт; 7 - прижимная гайка; 8 - опорные колонки.

Перед разборкой шарниров, нахо­дившихся длительное время в экс­плуатации, целесообразно смочить ке­росином места установки подшипни­ков.

Нельзя пользоваться молотком при разборке шарнира, так как это приводит к нарушению соосности от­верстий в вилках шарнира под под­шипники, в результате чего резко снижается долговечность карданного шарнира.

Для разборки шарнира следует ис­пользовать универсальный съемник (рис. 5.4), который исключает дефор­мацию вилок и поломку подшипни­ков. На упорном винте съемника ук­репляется съемный стакан 3, кото­рый при перемещении винта упирает­ся в проушину вилки шарнира, уло­женного на опоры. При дальнейшем перемещении винта подшипник кре­стовины выпрессовывается из проу­шины и входит в полость стакана, откуда затем легко извлекается. Ус­тановив, далее, оставшуюся вилку на свободные шипы крестовины, выпрессовать таким же образом 2 других подшипника.

Этот же съемник может быть ис­пользован для запрессовки подшип­ников в проушины вилок. В этом слу­чае стакан не устанавливается, а под­шипник запрессовывается плоской частью головки упорного винта при снятых опорах 2. После запрессовки подшипников* установить опорные пластины таким образом, чтобы вы­ступ на пластине вошел в паз на стакане подшипника. Затем устано­вить стопорные пластины, завернуть болты и застопорить их.

Применение молотка при сборке шарнира с торцевым уплотнением не­допустимо, так как возникающее в шарнире (на шипах крестовины) противодавление вследствие наличия смазки не позволяет подшипнику встать на место.

* При установке прежних подшипников они должны быть установлены на те же шипы крестовины и в те же гнезда вилок.

Если с шипа крестовины спрессовы­валось торцевое уплотнение, то пов­торная его установка в шарнир не­допустима, так как при этом невоз­можно обеспечить требуемого натяга торцевого уплотнения на посадочном пояске шипа. При напрессовке нового торцевого уплотнения на посадочный поясок шипа целесообразно пользо­ваться специальной оправкой. Раз­меры оправки для шарниров основно­го карданного вала и вала привода промежуточного моста автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133В Я приведены на рис. 5.5, а, а для шарниров осталь­ных карданных валов всех автомоби­лей семейства — на рис. 5.5, б. После установки торцевого уплотне­ния оно должно быть обязательно смазано смазкой, применяемой для подшипников крестовины.

В случае замены деталей кардан­ного вала последний должен быть от­балансирован.

Возможные неисправности кардан­ной передачи. При работе карданной передачи может возникнуть ряд не­исправностей, связанных как с естественным износом деталей, так и с нарушением правил эксплуатации автомобиля.

К неисправностям, вызванным ес­тественным износом деталей, отно­сятся повышенный люфт в подшип­никах шипов крестовины и износ в шлицевом соединении. Первая вы­зывает появление шума высокого то­на, вторая — рывки при трогании с места и при торможении. Обе устра­няются только заменой изношенных деталей.

Оправка для напрессовки торцового уплотнения на шип крестовины карданного вала ЗИЛ-133

Рис. 5.5. Оправка для напрессовки торцового уплотнения на шип крестовины карданного вала.

К неисправностям эксплуатацион­ного характера относятся изгиб и скручивание вала, ослабление креп­ления отдельных узлов карданной передачи и повреждение уплотнений подшипников карданных шарниров. Первая неисправность вызывает по­явление шума и устраняется правкой вала с последующей его балансировкой. Вторая свидетельствует о час- том резком трогании автомобиля с полной нагрузкой в тяжелых дорож­ных условиях. Устраняется заменой карданного вала.

Ослабление крепления фланцев шарниров, промежуточных опор так­же вызывает появление шума при движении автомобиля и устраняется подтяжкой крепежных деталей. Пов­режденные уплотнительные детали шарниров требуют обязательной за­мены.

Следует обращать внимание на сох­ранность резиновой подушки про­межуточных опор, а в случае ее разру­шения заменять. Так как жесткость этой подушки оказывает большое влияние на характер колебаний кар­данной передачи и определяет воз­можность возникновения резонанса, допускается устанавливать только те подушки, которые завод-изготовитель поставляет в запасные части.