Устройство и техническое обслуживание ЗИЛ-133

Устройство

Ведующие мосты автомобилей семейства ЗИЛ-133 (рис. 6.1 и 6.2) состоят из стальных сварных картеров с установленными в них редукторами. Цифрами на рис 6.1 обозначены:

1 - полуось левая (длинная); 2 - конусная разрезная втулка; 3 - гайка наружная крепления подшипников ступицы; 4 - замочная шайба; 5 - сальник; 6 - гайка внутренняя с шифтом; 7 - опорное кольцо сальника; 8 - цапфа; 9 - суппорт колесного тормоза; 10 - фланец крепления суппорта; 11 - кронштейн опоры рессоры; 12 - сапун; 13 - усилительный задний фланец; 14 - балка моста; 15 - усилительный передний фланец; 16 - левая чашка межколесного дифференциала; 17 - шестерня полуоси; 18, 20, 48, 51 - опорные шайбы; 19 - сателлит межколесног дифференциала; 21 - крестовина межколесного дифференциала; 22 - ведомая гипоидная шестерня; 23 - накладка опорного винта; 24 - опорный винт; 25 - контргайка; 26 - правая чашка межколесного дифференциала; 27 - регулировочная гайка подшипника; 28 - стопор регулировочной гайки; 29 - стопорная пластина; 30, 56, 73 - крышки подшипников; 31 - полуось правая (короткая); 32 - крышка картера; 33 - крышка; 34 - диафрагма; 35, 60 - стопорные кольца; 36 - крышка стакана; 37 - стакан; 38 - возвратная пружина; 39 - нажимная пружина; 40 - корпус механизма блокировки межосевого дифференциала; 41 - вилка муфты; 42 - муфта блокировки межосевого дифференциала; 43 - стержень механизма блокировки; 44 - ведущая цилиндрическая шестерня; 45 - передняя чашка межосевого дифференциала; 46 - крестовина межосевого дифференциала; 47 - задняя чашка межосевого дифференциала; 49 - сателлит межосевого дифференциала; коническая шестерня межосевого дифференциала; 52 - распорная втулка; 53 - гайка ведущего вала; 54 - заглушка конической шестерни межосевого дифференциала; 55 - корпус опоры заднего вала; 57 - кронштейн для установки деталей пневмотормозов (для зил-133ВЯ, -133ГЯ); 58 - задний вал; 59 - опорное кольцо; 61 - пробка контрольного отверстия; 62 - картер главной передачи; 63 - крышка картера главной передачи; 64 - ведущая гипоидальная шестерня; 65 - ведомая цилиндрическая шестерня; 66 - шпонка ведомой цилиндрической шестерни; 67 - регулировочные прокладки; 68 - стакан подшипников; 69 - крышка стакана; 70 - распорная втулка; 71 - регулировочные шайбы конических роликоподшипников; 72 - ведущий вал; 74 - фланец ведущего вала.

К торцам картеров приварены встык кованые цапфы 8 (см. рис. 6.1), на которые напрессованы опорные кольца 7 для манжет ступиц колес. К картерам приварены так­же опорные кронштейны 11 рессор, крон­штейны реактивных штанг, фланцы 10 для крепления суппортов колесных тормозов, усилительные фланцы 15 крепления редук­тора и крышка 32 картера. К крышке кар­тера промежуточного моста дополнительно приварен корпус 55 опоры заднего вала редуктора промежуточного моста. Картеры в сборе промежуточного и заднего ведущих мостов соответственно одинаковы для всех автомобилей семейства ЗИЛ-133.

Редукторы всех мостов состоят из глав­ных передач с межколесными дифференциа­лами. Редуктор промежуточного моста от­личается тем, что в нем установлены меж- осевой дифференциал с механизмом бло­кировки и пара цилиндрических косозубых шестерен постоянного зацепления с пере­даточным отношением 1:1, обеспечивающих подвод крутящего момента от межосевого дифференциала к ведущей конической шес­терне главной передачи.

Главные передачи всех мостов одинар­ные гипоидные со смещением оси ведущей гипоидной шестерни вниз. Передаточное число главной передачи мостов автомобиля ЗИЛ-133Г2 — 6,33, мостов автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ — 6,83. При этом гипоидные шестерни главной передачи промежуточного и заднего мостов имеют различное направление спирали и поэтому невзаимозаменяемы. В промежуточных мо­стах ведущие шестерни имеют правое на­правление спирали, ведомые — левое, а в задних мостах, наоборот, ведущие — левое, ведомые — правое.

Передняя опора шестерни 64 установле­на в крышке редуктора, задняя — в картере редуктора. Поэтому гнезда под подшипники растачиваются иа картере в сборе с крышкой и разрознивать их в эксплуатации нельзя. Установка коничес­ких подшипников шестерни 64 в стакане позволяет осуществить регулировку са­мих подшипников с предварительным на­тягом шайбами 71, а затем регулировку зацепления за счет перемещения стакана с подшипниками. Передняя опора веду­щей шестерни 7 (см. рис. 6.2) заднего моста одинакова с опорой шестерни промежуточ­ного моста.

Дифференциалы обоих мостов в сборе, но без установленных гипоидных шесте­рен — взаимозаменяемы. Полуосевые шес­терни и сателлиты опираются па чашки диф­ференциала через опорные шайбы, имею­щие сферические углубления, необходимые для удержания смазки. Поверхности с углублениями обращены в сторону шесте- реп. Шайбы сателлитов имеют сферическую опорную поверхность.

Дифференциал в сборе устанавливает­ся в картере редуктора на конических под­шипниках, закрепляемых крышками 30 (см. рис. 6.1) и гайками 27, служащими для регулировки подшипников и зацепле­ния гипоидной пары. Гайки 27 стопорятся пластинами 29.

Чашки дифференциала обрабатывают­ся в сборе и клеймятся порядковым но­мером комплекта. Расточка гнезд под подшипники дифференциала в картере ре­дуктора производится вместе с крышками, поэтому менять взаимное расположение деталей этих комплектов недопустимо.

Для того чтобы обеспечить стабильное взаимное расположение шестерен гипоид­ной пары при больших нагрузках в за­цеплении и сохранить правильное пятно контакта, в картере редуктора с тыльной стороны ведомой гипоидной шестерни, на­против зоны зацепления ее с ведущей ги­поидной шестерней, установлен опорный болт 24 с контргайкой 25 и бронзовой опо­рой 23.

На бронзовой опоре опорного болта редуктора заднего моста установлен маслосъемник 8 (см- рис. 6.2), собирающий масло с венца ведомой гипоидной шестерни и на­правляющий его в масляный карман, от­куда оно поступает к коническим под­шипникам.

Полуоси всех мостов — полностью раз­груженного типа, фланцевые, крепятся к ступицам колес шпильками с разрезными коническими втулками 2 (см. рис. 6.1). Полуоси одного моста имеют различную длину. Правая полуось промежуточного ведущего моста — короткая, левая—-длин­ная. На заднем мосту — наоборот. Ко­роткие полуоси так же, как и длинные, между собой взаимозаменяемы.

Межосевой дифференциал (см. рис. 6.1) установлен на валу ведущей цилиндричес­кой шестерни в картере редуктора про­межуточного моста и служит для исключе­ния возможности циркуляции паразитной мощности в замкнутом контуре тележки ведущих мостов, которая возникает при жесткой кинематической связи редукторов ведущих мостов и различном радиусе колес, обусловленном различным давле­нием в шинах колес или неравномерным износом шин. Однако при попадании обоих колес одного моста на участок опорной поверхности с малым коэффи­циентом сцепления трогание автомобиля может быть затруднено или вообще не­возможно. На этот случай предусмотрена блокировка дифференциала. Блокировка межосевого дифференциала обеспечивает также улучшение тяговых качеств авто­мобиля при движении иа скользких доро­гах. Межосевой дифференциал — коничес­кий, симметричный, состоит из четырех сателлитов 49, установленных иа кресто­вине 46, конического венца, выполненного заодно с шестерней 44, конической шестер­ни 50 привода заднего вала, имеющей шли­цевое отверстие в ступице для соединения со шлицевым концом заднего вала и пере­дающей через него крутящий момент на задний ведущий мост, и механизма блоки­ровки дифференциала.

Механизм блокировки включает в себя зубчатую муфту 42, шток с вилкой 41 и пневматическую камеру. Управление меха­низмом блокировки осуществляется пнев­матическим краном, установленным в ка­бине водителя. При движении по дорогам с твердым покрытием дифференциал должен быть обязательно разблокирован.

Межосевой дифференциал с механизмом блокировки одинаков для всех автомобилей семейства. Отличие заключается только в длине и форме трубопроводов от крана к пневматической камере.

Сателлиты межосевого дифференциала и шестерни 44, 50 установлены на бронзовых втулках. Сателлиты и шестерня 50 имеют опорные шайбы, аналогичные применяемым в межколесном дифференциале.

Вал шестерни 44 и сама шестерня имеют зубчатые венцы, на которые устанавлива­ется муфта 42 блокировки межосевого диф­ференциала. Зубья половины венца вала 72 со стороны шестерни 44 тоньше зубьев другой половины венца, что препятствует самовыключению муфты блокировки. Что­бы избежать ударов между зубьями муфты блокировки, рекомендуется блокировать межосевой дифференциал на стоянке или при медленном движении автомобиля. С этой же целью в механизме блокировки устанавливаются две пружины: нажимная 39 и возвратная 38. При этом воздух под давлением, подаваемый через пневматичес­кий кран, перемещает диафрагму 34, кото­рая, в свою очередь перемещает стакан 37, сжимающий возвратную пружину и нажимную. Однако ввиду того, что стакан не имеет жесткой связи с штоком включе­ния муфты блокировки и установлен на ием свободно, резкое перемещение диаф­рагмы под действием сжатого воздуха не вызывает резкого удара зубьев муфты о зубчатый венец шестерни при попадании «зуба на зуб». В этом случае нажимная пружина выполняет роль амортизатора и аккумулятора давления, несколько ос­вобождаясь только при перемещении муф­ты 42 на зубчатый венец шестерни.

зблокирование межосевого диффе­ренциала происходит за счет выпуска сжатого воздуха из камеры через пневма­тический кран в атмосферу и перемещения муфты возвратной пружиной диафрагмы в крайнее левое положение. Нажимная пружина на возврат диафрагмы в перво­начальное положение никакого влияния на оказывает так же, как возвратная пру­жина не оказывает влияния на включение муфты блокировки.

Рис. 6.1. Промежуточный мост.

Рис. 6.1.Промежуточный мост ЗИЛ-133

Рис. 6.1.Задний мост ЗИЛ-133

Рис. 6.2. Задний мост.

1 - полуось левая (короткая); 2 - полуось правая (длинная); 3 - картер главной передачи; 4 - левая чашка дифференциала; 5 - правая чашка дифференциала; 6 - ведомая гипоидная шестерня; 7 - введущая гипоидная шестерня; 8 - маслосъемник; 9 - пробка заливного отверстия; 10 - распорная втулка; 11 - регулировочные шайбы конических подшипников; 12 - регулировочные прокладки; 13 - стакан подшипников; 14 - крышка стакана; 15 - опорная шайба фланца; 16 - фланец ведуще гипоидной шестерни; 17 - стопор; 18 - гайка подшипника дифференциала; 19 - стопорная пластина; 20 - крышка подшипника