Рама Автомобили семейства ЗИЛ-133

Устройство

Рамы автомобилей семейства ЗИЛ-133 (рис. 7.1) клепаные, состоят из двух штам­пованных лонжеронов, соединенных по­перечинами.

Необходимая жесткость рам в продоль­ном направлении обеспечивается 1-, 4- и 5-й поперечинами. Первая поперечина рамы используется для установки передней опо­ры двигателя, радиатора системы охлаж­дения двигателя и оперения автомобиля (крылья, облицовки).

Вторая поперечина рамы используется для установки кронштейна крепления зад­ней опоры кабины. На автомобиле ЗИЛ-133Г2 2-я поперечина используется также для установки первой промежуточ­ной опоры карданной передачи.

Третья поперечина рамы удерживает лонжероны рамы от скручивания под дей­ствием нагрузки, возникающей вследствие консольной установки топливных баков на автомобиле 31ТЛ-133ВЯ или топливных баков и запасного колеса на автомобилях 311Л-133Г2, -133ГЯ.

Четвертая поперечина рамы состоит из двух одинаковых половин швеллерного се­чения, обращенных друг к другу полками и сваренных между собой двумя продольны­ми швами, располагающимися в горизон­тальной плоскости. Верхние и нижние на­кладки соединяют четвертую поперечину с верхними и нижними косынками, которые широко разнесены по длине рамы, что придает поперечине большую жесткость. Четвертая поперечина используется для установки кронштейнов крепления верх­них реактивных штанг задней подвески и обеспечивает передачу на раму толкаю­щих и тормозных усилий от ведущих ко­лес.

Пятая поперечина рамы используется для установки тягово-сцепного устройства на автомобиле ЗИЛ-133ГЯ или буксир­ной петли на автомобилях ЗИЛ-133Г2, -133ВЯ. Обеспечивает передачу на раму продольных усилий, возникающих в сцеп­ке. Пятая поперечина рамы автомобиля ЗИЛ-133ВЯ имеет большую высоту вер­тикальной стенки в связи с большей вы­сотой вертикальной стенки лонжерона в хвостовой части рамы. Кроме того, при сцепке седельного тягача ЗПЛ-133ВЯ с полуприцепом она несет вертикальную на­грузку, передаваемую через накатные склизы от передней части полуприцепа.

Поперечина промежуточной опоры ис­пользуется для установки кронштейна крепления промежуточной опоры кардан­ного вала.

Поперечина крепления склизов седель­ного устройства устанавливается только на автомобиле ЗИЛ-133ВЯ и использу­ется для установки накатных склизов, облегчающих заезд тягача задним ходом при сцепке с полуприцепом. Таким образом, поперечина эта также нагружается верти­кальной нагрузкой, передаваемой через накатные склизы от передней части полу­прицепа.

В передней части рам автомобилей се­мейства установлен жесткий передний бу­фер. Он обеспечивает защиту деталей пе­редка автомобиля. Передний буфер снаб­жен подножкой, позволяющей водителю легко подниматься на него. Подножка ав­томобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ представляет собой жесткую скобу, а у автомобиля ЗИЛ-133Г2 она выполнена откидной и может быть установлена либо в рабочее (вертикальное), либо в транспортное (го­ризонтальное) положение.

Сзади, на раме автомобиля ЗИЛ-133ГЯ, установлено тягово-сцепное устройство, предназначенное для соединения с сцеп­ной петлей дышла прицепа, а на автомоби­лях ЗИЛ-133Г2, -133ВЯ установлена буксирная петля, предназначенная только для кратковременного использования в случае необходимости оказания помощи автомобилю.

Тягово-сцепное устройство (рис. 7.2) с двусторонней амотизацией снабжено ре­зиновым упругим элементом, состоит из корпуса 1, закрытого крышкой 2. Последняя имеет цилиндрическии выступ, обеспечивающий ее центрирование при ус­тановке в корпус, и цилиндрическую шейку для центрирования при установке собран­ного корпуса на поперечину 19 рамы. Фланцы корпуса и крышки имеют отвер­стия для крепления болтами 11 с гайками 12 к поперечине рамы. Внутрь корпуса заложен резиновый буфер 20. С торцов буфера установлены передняя 21 и зад­няя 18 опорные шайбы.

ис. 7.1. Рамы в сборе автомобилей ЗИЛ-133ГЯ (а) и ЗИЛ-133Г2 (б):

1 - передний буфер; 2 - подножка; 3 - поперечина №1; 4 - лонжерон; 5 - кронштейн амортизатора; 6 - кронштейн задней опоры двигателя; 7 - усилительная подкладка лонжерона; 8 - задний кронштейн передней рессоры; 9 - усилитель лонжерона; 10 - поперечина №2; 11 - кронштейн задней подвески кабины; 12 - поперечина крепления промежуточной опоры; 13 - поперечина №3; 14 - усилительная вставка; 15 - косынка поперечины №4; 16 - поперечина №4; 17 - раскос; 18 - поперечина №5; 19 - буксируемый прибор буксирный прибор; 20 - кронштейн реактивной штанги; 21 - кронштейн промежуточной опоры; 22 - передний кронштейнпередней рессоры; 23 - буксирная петля.

В корпус вставлен буксирный крюк 9 и закреплен гайкой 24 с шплинтом 25. Гайка 24 закрыта защитным колпаком 23, закрепленным на цилиндрическом пояске корпуса болтом 22. Сзади корпус устрой­ства защищен грязеотражателем 17. Внут­ренние цилиндрические поверхности кор­пуса и крышки, на которые опираются крюк и гайка 24, имеют кольцевые проточ­ки, в которые через пресс-масленки 26 и 10 подается консистентная смазка. Зев крюка запирается защелкой 3, установлен­ной на крюке с помощью оси 4, закрепляе­мой гайкой 14 с шплинтом 13. В закрытом положении защелка фиксируется собачкой 5, установленной с помощью оси 6 на за­щелке и упирающейся в выступ крюка. Собачка прижимается к выступу крюка пружиной 8. Ось собачки имеет посередине полукруглую канавку, в которую входит стопорный болт 7. Для предотвращения случайного выхода собачки из упора в выступ крюка при поломке пружины и раскрытия при этом защелки собачка до­полнительно стопорится пружинным шплинтом 16, который цепочкой 15 прик­реплен к шплинту 13.

Рис. 7.2. Тягово-сцепное устройство.