Глава 7. 9 Система облегчения холодного двигателя с электрофакальным устройством

Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для снижения предельной тем­пературы пуска холодного двигателя. ЭФУ рекомендуется применять в диапазоне темпера­тур окружающего воздуха от минус 5 °С до минус 22 °С. При более низких температурах окружающего воздуха следует применять предпусковой подогреватель.

Грамотная эксплуатация ЭФУ позволяет продлить срок службы моторного масла, уменьшить дымление холодного двигателя, позволяет увеличить ресурс стартера и аккуму­ляторных батарей за счет раннего появления вспышек топлива в цилиндрах.

Принцип действия ЭФУ основан на подогреве факелами свечей воздуха, поступающе­го в цилиндры двигателя. Факельные свечи 17 (рисунок 37) установлены на впускных кол­лекторах так, что образующие факелы распространяются внутри впускных и, перемешива­ясь с холодным воздухом, подогревают его и попадают в цилиндры двигателя.

Сила тока, потребляемого ЭФУ, не превышает 24 А, такое значение потребляемого то­ка не оказывает отрицательного влияния на последующий стартерный разряд аккумулятор­ных батарей.

Для устойчивой и эффективной работы ЭФУ необходима строгая дозировка топлива 6...7 см3/мин, которая обеспечивается жиклером, установленным в свечу ЭФУ.

Перед пуском холодного двигателя производится прокачка топлива топливопрокачи­вающим насосом 30 (рисунок 37) для удаления воздуха и заполнения системы топливом. При этом создается избыточное давление 25...45 кПа (0,25...0,45 кгс/см2) в системе питания, которое поддерживается клапаном 23.

Затем включением и удержанием кнопки ЭФУ производится разогрев нагревательных элементов свечей и термореле, которое при нагреве включает одновременно электромагнит­ный клапан 15 для подачи топлива к свечам ЭФУ и лампу-сигнализатор готовности устрой­ства к пуску двигателя. Кроме того, при включении кнопки ЭФУ напряжение подается на реле, которое разрывает цепь обмотки возбуждения генератора, что необходимо для защиты свечей от напряжения 24 V, вырабатываемого генератором, когда выход двигателя на устой­чивый режим сопровождается работой ЭФУ.

Сопротивление спирали термореле выбрано таким, чтобы на выводах свечей обеспе­чивалось напряжение 19 В (номинальное напряжение свечи).

После включения лампы-сигнализатора готовности устройства к пуску двигателя кноп­ка ЭФУ удерживается в положении включено, и поворотом ключа зажигания во второе не­фиксированное положение включается стартер.

Одновременно шунтируется термореле, так как при проворачивании коленчатого вала двигателя стартером напряжение батарей значительно снижается.

При пуске двигателя с применением ЭФУ топливоподкачивающий насос подает топли­во через фильтр тонкой очистки 16, электромагнитный клапан 15 к свечам 17.

Сопровождение работы двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала рабо­той системы ЭФУ способствует быстрому прогреву и выходу его на устойчивый и самостоя­тельный режим работы, уменьшает дымление.

Проверка работоспособности ЭФУ

Работу ЭФУ следует проверять при исправных и заряженных аккумуляторных батареях в следующем порядке:

- проверить исправность сигнализатора ЭФУ на панели приборов в кабине (нажатием кнопки контроля);

- включить ЭФУ и определить время до загорания сигнализатора. Для первого вклю­чения ЭФУ оно должно составлять при температуре воздуха выше нуля 50...70 с, а при температуре ниже нуля — 70...110 с. При повторном включении ЭФУ время загорания сиг­нализатора сокращается, поэтому для получения достоверного значения необходимо дать остыть термореле до температуры окружающего воздуха;

- проверить наличие пламени факела во впускных коллекторах.

Для проверки факела необходимо:

- вывернуть свечи из коллекторов, подсоединить к ним топливные трубки и электро­провода;

- обеспечить надежное соединение корпусов свечей с массой и убедиться, что вывод изолирован от массы;

- включить ЭФУ и после загорания сигнализатора с помощью стартера провернуть ко­ленчатый вал. Если не возникает пламени на свечах ЭФУ, нужно определить и устранить неисправность.