Глава 4.8.4. Системы управления КамАЗ 6x6

Рулевое управление. Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя. Уровень масла в бачке насоса проверяйте указателем, вмонтированным в пробку заливной горловины бачка, передние колеса при этом установите прямо.

Выверните крышку из заливной горловины бачка 13 (рис. 82) насоса, предварительно тщательно очистите крышку от грязи, протерев заливную горловину бачка ветошью, смоченной дизельным топливом или керосином. Уровень масла должен находиться между метками на указателе. При необходимости долейте масло до нормы при работе двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала. Масло заливайте через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в горловине бачка. Применяйте только чистое отфильтрованное масло, указанное в таблице периодической смазки автомобиля. Помните, что при применении загрязненного масла быстро изнашиваются детали насоса и гидроусилителя.

Промывайте фильтр насоса гидроусилителя бензином. В случае значительного засорения фильтрующих элементов смолистыми отложениями дополнительно промойте их растворителем марки 646.

Прокачка гидросистемы. Удаление воздуха из гидросистемы (прокачку гидросистемы) проводите при заправке системы маслом и при устранении неисправностей в следующем порядке:

отсоедините продольную тягу от сошки рулевого механизма и снимите крышку заливной горловины бачка насоса гидроусилителя (не заправляйте и не прокачивайте гидросистему рулевого управления при подсоединенной рулевой тяге!);

снимите резиновый колпачок с перепускного клапана рулевого механизма и на его сферическую головку наденьте прозрачный эластичный шланг, открытый конец которого опустите в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 л. Сосуд должен быть заполнен маслом до половины его объема;

отверните на 1/2—3/4 оборота перепускной клапан рулевого механизма;

поверните рулевое колесо влево до начала сжатия центрирующих пружин, которое определяется по возрастанию усилия на рулевом колесе (не поворачивайте колесо до упора);

из сосуда вместимостью не менее 1,5 л заливайте масло в бачок насоса до тех пор, пока его уровень не перестанет понижаться;

пустите двигатель и при работе его на минимальной частоте вращения коленчатого вала доливайте масло в бачок насоса, не допуская снижения его уровня до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга, надетого на перепускной клапан;

заверните перепускной клапан;

поверните рулевое колесо вправо до начала сжатия центрирующих пружин (определяется по возрастанию усилия на рулевом колесе) и снова верните его в левое положение. Удерживая рулевое колесо в левом положении, отверните на 1/2—3/4 оборота перепускной клапан и снова проследите за выделением пузырьков воздуха. После прекращения выделения пузырьков заверните перепускной клапан;

повторите предыдущую операцию не менее двух раз, в результате из перепускного клапана должно идти чистое (без примеси воздуха) масло. Если выделение пузырьков воздуха из шланга продолжается, повторите операцию еще один-

два раза; при этом следите за уровнем масла в бачке насоса, поддерживая его между метками на указателе уровня;

остановите двигатель;

снимите шланг со сферической головки перепускного клапана и наденьте на нес защитный колпачок;

проверьте уровень масла в бачке насоса и, если нужно, долейте его. Установите крышку заливной горловины бачка;

соедините продольную рулевую тягу с сошкой рулевого механизма.

Следует иметь в виду, что некачественная прокачка масла, при которой в гидросистеме остается воздух, является частой причиной появления дефекта «тяжелый руль» (увеличение усилия на рулевом колесе), а также снижения чувствительности рулевого управления.

Техническое обслуживание тормозной системы. Следите за состоянием трубопроводов и шлангов пневмопривода. При осмотре шлангов и трубопроводов не допускайте их перекручивания и контактов с острыми кромками других деталей. Для устранения негерметичности соединительных головок замените неисправные головки или уплотнительные кольца в них.

Слив конденсата КамАЗ 6x6

Рис. 169. Слив конденсата

При эксплуатации автомобиля без прицепа закройте соединительные головки крышками для защиты их от попадания грязи, снега, влаги.

Ежедневно (по окончании смены) сливайте конденсат из ресиверов при номинальном давлении воздуха в системе, отведя в сторону шток сливного крана (рис. 169). Не тяните шток вниз и не жмите его вверх.

Повышенное содержание масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.

При замерзании конденсата в ресиверах прогрейте их горячей водой или теплым воздухом. Нельзя пользоваться для прогрева открытым пламенем.

После слива конденсата доведите давление воздуха в пневмосистеме до номинального.

При температуре воздуха +5°С и ниже меняйте спирт в предохранителе против замерзания в соответствии с календарным графиком. При смене спирта в предохранителе слейте отстой из корпуса фильтра, вывернув пробку сливного отверстия. Спирт меняйте с периодичностью один раз в неделю для предохранителя вместимостью 0,2 л и один раз в месяц — для предохранителя вместимостью 1 л. Для заливки спирта и контроля его уровня рукоятку тяги 1 (рис. 98) опустите в нижнее положение и зафиксируйте ее, повернув на

90° (при нижнем положении тяги предохранитель выключен). Затем выверните пробку с указателем 2 уровня, залейте 0,2 или 1,0 л спирта и закройте заливное отверстие. Для включения предохранителя поднимите рукоятку тяги вверх, предварительно повернув ее на 90°.

Для повышения эффективности предохранителя рекомендуется при заполнении пневмосистемы воздухом нажать на рукоятку тяги пять — восемь раз.

Регулирование хода штоков тормозных камер. Ход штоков тормозных камер регулируйте при холодных тормозных барабанах и выключенном стояночном тормозе.

Измеряйте ход штоков линейкой, установив ее параллельно штоку, оперев торцом в корпус тормозной камеры. Отметьте место нахождения крайней точки штока на шкале линейки. Нажмите тормозную педаль до упора (при номинальном давлении воздуха в системе) и снова отметьте нахождение этой же точки штока на шкале. Разность полученных результатов даст величину хода штока.

Поворачивая ось червяка регулировочного рычага, установите ход штока тормозной камеры 20 мм. Убедитесь, что при включении и выключении подачи сжатого воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без заеданий.

Проверьте вращение барабанов. Они должны вращаться свободно и равномерно, не касаясь колодок.

Необходимо, чтобы штоки правых и левых камер на каждом мосту имели по возможности одинаковый ход (разница не более 2—3 мм) для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес.

Регулирование положения тормозной педали относительно пола кабины. Полный ход тормозной педали должен быть не менее 100—130 мм, свободный ход — 20—30 мм. При полном нажатии педаль должна не доходить до пола кабины на 10—30 мм. Ход педали замерьте линейкой.

За окончание свободного хода принимается момент начала выдвижения штоков тормозных камер или момент загорания фонарей стоп-сигнала. При необходимости отрегулируйте ход педали, изменяя длину тяги регулировочной вилкой.

При полном ходе педали ход рычага тормозного крана должен быть 31,1—38,1 мм.

Проверка работоспособности пневматического привода тормозной системы. Проверка заключается в определении выходных параметров давления воздуха по контурам с помощью контрольных манометров и штатных приборов в кабине водителя (двухстрелочный манометр и блок контрольных ламп тормозной системы). Проверка производится по клапанам контрольного вывода, установленным во всех контурах пневмопривода, и соединительным головкам типа «Палм» питающей (аварийной) и тормозной магистралей двухпроводного привода и типа «А» соединительной магистрали однопроводного привода тормозов прицепа.

Перед проверкой устраните утечку сжатого воздуха из пневмосистемы. В качестве контрольных технологических манометров используйте манометры с пределом измерений 0—10 кгс/см2 класса точности 1,5.

Проверяйте работоспособность пневматического тормозного привода в следующем порядке: заполните пневмосистему воздухом до срабатывания регулятора давления 12 (рис. 95). При этом давление во всех контурах тормозного привода и соединительной головке 36 типа «Палм» питающей магистрали двухпроводного привода тормозов прицепа (вывод «Н») должно находиться в пределах 6,2—7,5 кгс/см2, а в соединительной головке 37 типа «А» однопроводного привода (вывод «Р») — 4,8—5,2 кгс/см2. Сигнальные лампы блока контрольных ламп тормозной системы должны погаснуть при достижении давления в контурах 4,5 — 5,5 кгс/см2. Одновременно прекращает работу звуковой сигнализатор (зуммер);

нажмите полностью педаль управления рабочим тормозом. Давление по двухстрелочному манометру в кабине водителя должно резко снизиться, но не более чем на 0,5 кгс/см2, штоки тормозных камер должны выдвинуться. При этом давление в клапане контрольного вывода контура привода тормозных механизмов колес передней оси (вывод «В») должно быть равно показанию верхней шкалы двухстрелочного манометра в кабине водителя. Давление в клапане контрольного вывода контура привода тормозных механизмов колес среднего и заднего мостов (вывод «Д») должно быть равным показанию нижней шкалы двухстрелочного манометра, давление в соединительной головке 36 типа «Палм» тормозной магистрали двухпроводного привода (вывод «N») —равным 6,2—7,5 кгс/см2, в соединительной головке 37 типа «А» соединительной магистрали (вывод «Р») — упасть до 0;

установите рукоятку привода крана стояночного тормоза в фиксированное положение (горизонтальное). Давление в клапане контрольного вывода контура привода механизмов стояночного и запасного тормозов (вывод «Г») должно быть равным давлению в воздушном баллоне стояночного и запасного контура и находиться в пределах 6,2—7,5 кгс/см2 давление в соединительной головке 36 типа «Палм» тормозной магистрали двухпроводного привода (вывод «N») —равным 0, в соединительной головке 37 типа «А» (вывод «Р») — в пределах 4,8—5,2 кгс/см2;

установите рукоятку привода крана стояночного тормоза в вертикальное (заднее) фиксированное положение. На блоке контрольных ламп тормозной системы должна загораться контрольная лампа стояночного тормоза в мигающем режиме, штоки тормозных камер механизмов среднего и заднего мостов должны выдвинуться; давление в клапане контрольного вывода «Г» н в соединительной головке 37 типа «А» (вывод «Р») должно упасть до 0, а в соединительной головке 36 типа «Палм» тормозной магистрали двухпроводного привода (вывод «N») должно быть равным 6,2—7,5 кгс/см2;

при положении рукоятки крана в вертикальном фиксированном положении нажмите кнопку крана 5 аварийного растормаживания. Давление в клапане контрольного вывода «Г» должно быть равным показанию нижней шкалы двухстрелочного манометра 4 в кабине водителя. Штоки тормозных камер механизмов среднего и заднего мостов должны вернуться в исходное положение;

отпустите кнопку крана 5 аварийного растормаживания. Давление в клапане контрольного вывода «Е» должно упасть до 0, контрольная лампа должна погаснуть;

нажмите кнопку крана 7 вспомогательного тормоза. Штоки пневмоцилиндров 11 управления заслонками вспомогательного тормоза и пневмоцилиндра 10 выключения подачи топлива должны выдвинуться. Давление воздуха в тормозных камерах прицепа должно быть равным 0,6—0,7 кгс/см2.

В процессе проверки работоспособности пневматического тормозного привода при снижении давления в контурах до 4,5 — 5,5 кгс/см2 должен включаться зуммер и должны загораться контрольные лампы соответствующих контуров на щитке приборов в кабине.

Проверьте состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков. При обслуживании тормозного механизма обратите внимание на расстояние от поверхности накладок до головок заклепок. Если это расстояние менее 0,5 мм, смените тормозные накладки. Необходимо предохранять накладки от попадания на них масла, так как фрикционные свойства промасленных накладок нельзя полностью восстановить путем очистки и промывки. Если требуется заменить одну из накладок левого или правого тормоза, меняйте все накладки у обоих тормозных механизмов (левого и правого колес). После установки новых фрикционных накладок колодку необходимо обработать. Для нового барабана радиус колодки должен быть 199,6—200 мм. После расточки барабана при ремонте радиус колодки должен быть равен радиусу расточенного барабана. Барабаны допускается растачивать до диаметра не более 406 мм.

Вал разжимного кулака должен вращаться в кронштейне свободно, без заеданий.

Ось червяка регулировочного рычага должна поворачиваться свободно, без заеданий. При необходимости выверните масленку из корпуса рычага, тщательно промойте внутреннюю полость бензином, просушите и заполните регулировочный рычаг графитной смазкой Литол-24.