Техническое обслуживание рулевого управления ЗИЛ-133
Техническое обслуживание рулевого управления проводят с той же периодичностью, что и автомобиля в целом. Пробег автомобиля между отдельными видами технического обслуживания приведен в Инструкции по эксплуатации автомобиля.
Ежедневное обслуживание (ЕО).
При работающем двигателе определяют свободный ход рулевого колеса, установив прямо передние колеса и покачивая рулевое колесо в ту и другую сторону до начала их поворота. Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25°. У нового автомобиля свободный ход равен 15°. При неработающем двигателе свободный ход превышает эти величины и не контролируется. Определение причин увеличенного свободного хода и возможные регулировки приведены в разделе «Проверка и регулировка рулевого управления».
Проверяют, нет ли подтеканий масла в системе гидроусилителя.
Оценивают работу рулевого управления при движении автомобиля.
Первое техническое обслуживание (ТО-1). При ТО-1, кроме работ ЕО, проверяют следующее: затяжку контргайки регулировочного винта вала сошки, не нарушая положения винта; момент затяжки должен быть 4—4,5 кгс м;
крепление болта клеммового соединения сошки с шаровым пальцем при первых ТО-1 и ТО-2, а затем через одно ТО-2; момент затяжки 8— 10 кгс м;
затяжку клиньев карданного вала рулевого управления и наличие шплинтов на клиньях над гайками; момент затяжки 1,4—1,7 кгс м;
шплинтовку гаек шаровых пальцев и рычагов поворотных кулаков;
зазоры в шарнирах рулевых тяг. Для регулировки шарниров продольной рулевой тяги расшплинто- вывают регулировочные пробки 13 (см. рис. 10.1), затягивают их до упора (момент затяжки 4—5 кгс м), затем отпускают до первого возможного положения для шплинтовки, но не менее чем на 1/1 оборота и зашплинто- вывают. При правильной регулировке момент поворота шаровых пальцев не должен превышать 3 кгс м. Полное устранение зазоров в шарнирах не допускается, так как может привести к поломке шарового пальца или тяги вследствие заклинивания шарнира. При появлении чрезмерных зазоров в шарнирах поперечной 172 рулевой тяги изношенные детали заменяют;
натяжение приводного ремня насоса гидроусилителя руля у автомобилей с карбюраторным двигателем; при нормальном натяжении прогиб ремня между шкивами вентилятора и насоса под действием усилия 4 кгс должен быть 8—14 мм (см. рис. 4.9);
укладку шлангов системы гидроусилителя руля; если шланг высокого давления касается ребер жесткости картера рулевого механизма, то немного поворачивают шланг, освободив штуцер крепления его к насосу; если шланг низкого давления касается трубки наконечника шланга высокого давления, то поворачивают угольник 18 (см. рис. 10.3) низкого давления, освободив для этого болт 17 крепления его к рулевому механизму. Скручивание шлангов недопустимо;
уровень масла в бачке насоса гидроусилителя руля при работе двигателя на холостом ходу. В случае необходимости доливают масло, для чего:
устанавливают передние колеса прямо и тщательно очищают от грязи и промывают бензином крышку 4 (см. рис. 10.5) бачка насоса или крышку 5 (см. рис. 10.6) маслоналивной горловины у автомобилей с дизельным двигателем;
снимают крышку бачка у автомобилей с бензиновым двигателем, отвернув гайку-барашек 2 (см. рис. 10.5) и соблюдая осторожность, чтобы не повредить резиновое уплотнительное кольцо / шпильки и прокладку 7 крышки. Масло доливают до появления его над сеткой заливного фильтра 6 (полного покрытия сетки не требуется). Марки масла и возможных заменителей приведены в разделе «Сезонное обслуживание»;
снимают крышку маслоналивной горловины бачка у автомобилей с дизельным двигателем и проверяют уровень масла по щупу 7 (см. рис. 10.6). Масло доливают так, чтобы его уровень был между метками на щупе. Закрывают крышку маслоналивной горловины;
промывают у автомобилей с карбюраторным двигателем уплотнительное кольцо 1 (см. рис. 10.5) и шайбу 3. После установки на место всех деталей затягивают гайку-барашек.
Предупреждение. Гайку-барашек затягивают только от руки, чтобы избежать прогиба коллектора 13. В случае течи масла проверяют качество и правильность установки прокладки крышки.
При ТО-1 смазывают шарниры рулевых тяг и шкворни поворотных кулаков через 4 пресс-масленки до выдавливания свежей смазки; в качестве смазки применяют пресс-солидол Ж или солидол Ж, пресс-солидол С или солидол С.
Второе техническое обслуживание (ТО-2). При ТО-2, кроме работ ЕО и ТО-1, проверяют: крепление рулевого механизма к раме, колонки рулевого управления к кабине и рулевого колеса на валу рулевого управления; момент затяжки гайки крепления рулевого колеса должен быть 6—8 кгс м;
крепление болта клеммового соединения сошки с шаровым пальцем при первом ТО-2, а затем через одно ТО-2; момент затяжки 8—10 кгс м;
крепление сошки на валу рулевого механизма; момент затяжки гайки 25—30 кгс м;
состояние балки переднего моста, схождение колес и в случае повышенного износа шин передних колес углы продольного и поперечного наклона шкворней и балансировку колес. Проверку схождения передних колес, а также наклона шкворней ведут на специальном стенде. Схождение колес может быть проверено также и следующим образом:
после проверки давления в шинах передних колес и установки их прямо замеряют расстояние между краями ободов колес сзади на высоте их центров;
прокатывают автомобиль вперед на половину обода колес, замеряют расстояние между краями ободов спереди на высоте их центров;
разность расстояний дает величину схождения колес, которая должна быть равна 1—4 мм.
При регулировке схождения ослабляют затяжку болтов соединения шарнирных головок поперечной рулевой тяги и, вращая трубу тяги, обеспечивают необходимую величину схождения. После этого затягивают болты головок моментом 5 кгс м.
Углы наклона шкворней не регулируются, а восстанавливаются заменой изношенных шкворней и их втулок, правкой или заменой балки передней оси.
При ТО-2 снимают и промывают в бензине оба фильтра насоса гидроусилителя руля. При значительном засорении фильтров смолистыми отложениями дополнительно промывают их растворителем.
Через одно ТО-2 заменяют смазку в ступицах колес переднего моста, для чего:
снимают ступицу с тормозным барабаном, отвернув гайки 6 и 3 (см. рис. 10.1). Снимать и надевать ступицу надо с большой осторожностью, чтобы не повредить уплотнительную манжету 8;
удаляют старую смазку, промывают ступицу и подшипники и закладывают свежую смазку ЯНЗ-2, Литол-24 или 1-13 между роликами подшипников и сепаратором равномерно по всей внутренней полости подшипника и в карманы ступиц между ними;
установив на место ступицу и наружный подшипник 7, затягивают гайку 3 моментом 6—8 кгс м, поворачивая ступицу в обоих направлениях. Отвертывают гайку 3 на 1/i—Vs оборота так, чтобы ее штифт совпал с отверстием установленной замочной шайбы 4. Проверив наличие осевого зазора, затягивают контргайку 6 моментом 25—30 кгс - м. После регулировки ступица должна вращаться свободно и осевой зазор не превышать 0,15 мм.
Сезонное обслуживание. Заменяют 1 раз в год смазку в шлицевом соединении карданного вала.
Для этого:
снимают карданный вал и разъединяют шлицевое соединение, соблюдая меры предосторожности, чтобы не повредить уплотнительные кольца;
удаляют старую смазку и промывают наружные и внутренние шлицы. Смазывают шлицы тонким слоем смазки 1-13, ЯНЗ-2 или Литол-24 и закладывают в шлицевую втулку эту же смазку в количестве 18— 20 г;
собирают карданный вал так, чтобы оси отверстий под клинья были параллельны, но расположены с противоположных сторон от оси вала (см. рис. 10.4, а);
устанавливают карданный вал на автомобиль так, чтобы вилка с шлицевой втулкой была вверху, устанавливают клинья, затягивают их гайками и устанавливают шплинты.
Заменяют 2 раза в год (осенью и весной) масло в системе гидроусилителя руля, если вместо масла марки Р применяется какой-либо его заменитель. В качестве заменителей летом применяют турбинное масло Т22, Т30 или индустриальное И-20А, а зимой веретенное масло АУ.
Для смены масла отсоединяют продольную тягу автомобиля от сошки и снимают крышку бачка насоса гидроусилителя, затем поворачивают рулевое колесо влево до упора и, промыв наружную поверхность картера у сливного отверстия, вывертывают пробку 37 (см. рис. 10.3) с магнитом из картера рулевого механизма.
Для более полного слива поворачивают рулевое колесо 2—3 раза из одного крайнего положения в другое. Масло сливают до прекращения течи его из сливного отверстия.
Сливают масло после его прогрева, так как при этом лучше очищаются внутренние полости системы гидроусилителя руля. Для этого масло сливают сразу после возвращения автомобиля в парк. Масло в гидроусилителе руля можно также нагреть после отсоединения продольной рулевой тяги, вращая рулевое колесо от упора до упора и удерживая его в крайних точках не более 15 с. При этом систематически проверяют, не перегрелось ли масло в бачке насоса, не допуская его нагрева выше 100 °С.
После слива масла промывают систему гидроусилителя руля, для чего: удаляют из бачка насоса остаток загрязненного масла (остатки обтирочного материала в бачке недопустимы);
промывают крышку бачка насоса, ее уплотнительные и крепежные детали и магнитную пробку рулевого механизма, очистив их предварительно от грязи. Снимают и промывают сетки фильтров насоса и устанавливают их на место;
заливают в бачок насоса через воронку с двойной сеткой 1 л свежего масла и сливают это масло через сливное отверстие картера рулевого механизма, поворачивая при этом рулевое колесо от упора до упора.
Для заливки свежего масла: вворачивают пробку с магнитом в сливное отверстие картера рулевого механизма;
при повернутом до упора влево рулевом колесе заливают свежее масло в бачок насоса до появления масла над сеткой заливного фильтра у карбюраторных и по меткам на щупе крышки горловины бачка насоса у дизельных двигателей. Затем, вращая от упора до упора рулевое колесо и не прикладывая к нему усилия в крайних положениях, доливают масло до тех пор, пока в систему не будет залито не менее 2,5 л масла;
пускают двигатель и при работе его на холостом ходу вращают рулевое колесо от упора до упора, удерживая его кратковременно в крайних положениях в течение 2—3 с с усилием около 10 кгс и доливая по мере необходимости масло до указанного выше уровня. Заливка масла считается законченной, когда прекращается выход пузырьков воздуха через масло в бачке насоса;
останавливают двигатель и закрывают бачок насоса, как было указано выше в разделе «Первое техническое обслуживание»;
присоединяют продольную рулевую тягу и смазывают ее шарнир.