Техническое обслуживание рулевого управления ЗИЛ-133

Техническое обслуживание руле­вого управления проводят с той же периодичностью, что и автомобиля в целом. Пробег автомобиля между отдельными видами технического об­служивания приведен в Инструкции по эксплуатации автомобиля.

Ежедневное обслуживание (ЕО).

При работающем двигателе опре­деляют свободный ход рулевого ко­леса, установив прямо передние ко­леса и покачивая рулевое колесо в ту и другую сторону до начала их поворота. Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25°. У нового автомобиля свободный ход ра­вен 15°. При неработающем двигате­ле свободный ход превышает эти величины и не контролируется. Оп­ределение причин увеличенного сво­бодного хода и возможные регули­ровки приведены в разделе «Провер­ка и регулировка рулевого управле­ния».

Проверяют, нет ли подтеканий мас­ла в системе гидроусилителя.

Оценивают работу рулевого уп­равления при движении автомобиля.

Первое техническое обслуживание (ТО-1). При ТО-1, кроме работ ЕО, проверяют следующее: затяжку контргайки регулировоч­ного винта вала сошки, не нарушая положения винта; момент затяжки должен быть 4—4,5 кгс м;

крепление болта клеммового сое­динения сошки с шаровым пальцем при первых ТО-1 и ТО-2, а затем че­рез одно ТО-2; момент затяжки 8— 10 кгс м;

затяжку клиньев карданного вала рулевого управления и наличие шплинтов на клиньях над гайками; момент затяжки 1,4—1,7 кгс м;

шплинтовку гаек шаровых пальцев и рычагов поворотных кулаков;

зазоры в шарнирах рулевых тяг. Для регулировки шарниров про­дольной рулевой тяги расшплинто- вывают регулировочные пробки 13 (см. рис. 10.1), затягивают их до упора (момент затяжки 4—5 кгс м), затем отпускают до первого возможного положения для шплинтовки, но не менее чем на 1/1 оборота и зашплинто- вывают. При правильной регулиров­ке момент поворота шаровых пальцев не должен превышать 3 кгс м. Пол­ное устранение зазоров в шарнирах не допускается, так как может при­вести к поломке шарового пальца или тяги вследствие заклинивания шарнира. При появлении чрезмер­ных зазоров в шарнирах поперечной 172 рулевой тяги изношенные детали за­меняют;

натяжение приводного ремня на­соса гидроусилителя руля у автомо­билей с карбюраторным двигателем; при нормальном натяжении прогиб ремня между шкивами вентилятора и насоса под действием усилия 4 кгс должен быть 8—14 мм (см. рис. 4.9);

укладку шлангов системы гидро­усилителя руля; если шланг высоко­го давления касается ребер жестко­сти картера рулевого механизма, то немного поворачивают шланг, осво­бодив штуцер крепления его к насо­су; если шланг низкого давления ка­сается трубки наконечника шланга высокого давления, то поворачивают угольник 18 (см. рис. 10.3) низкого давления, освободив для этого болт 17 крепления его к рулевому меха­низму. Скручивание шлангов недо­пустимо;

уровень масла в бачке насоса гид­роусилителя руля при работе дви­гателя на холостом ходу. В случае необходимости доливают масло, для чего:

устанавливают передние колеса прямо и тщательно очищают от грязи и промывают бензином крышку 4 (см. рис. 10.5) бачка насоса или крышку 5 (см. рис. 10.6) маслоналивной гор­ловины у автомобилей с дизельным двигателем;

снимают крышку бачка у автомо­билей с бензиновым двигателем, от­вернув гайку-барашек 2 (см. рис. 10.5) и соблюдая осторожность, чтобы не повредить резиновое уплотнительное кольцо / шпильки и прокладку 7 крышки. Масло доливают до появле­ния его над сеткой заливного фильт­ра 6 (полного покрытия сетки не тре­буется). Марки масла и возможных заменителей приведены в разделе «Сезонное обслуживание»;

снимают крышку маслоналивной горловины бачка у автомобилей с дизельным двигателем и проверяют уровень масла по щупу 7 (см. рис. 10.6). Масло доливают так, что­бы его уровень был между метками на щупе. Закрывают крышку масло­наливной горловины;

промывают у автомобилей с кар­бюраторным двигателем уплотни­тельное кольцо 1 (см. рис. 10.5) и шайбу 3. После установки на место всех деталей затягивают гайку-ба­рашек.

Предупреждение. Гайку-барашек затягивают только от руки, чтобы избежать прогиба коллектора 13. В случае течи масла проверяют качество и правильность установки прокладки крышки.

При ТО-1 смазывают шарниры ру­левых тяг и шкворни поворотных кулаков через 4 пресс-масленки до выдавливания свежей смазки; в ка­честве смазки применяют пресс-со­лидол Ж или солидол Ж, пресс-со­лидол С или солидол С.

Второе техническое обслуживание (ТО-2). При ТО-2, кроме работ ЕО и ТО-1, проверяют: крепление рулевого механизма к раме, колонки рулевого управления к кабине и рулевого колеса на валу рулевого управления; момент затяж­ки гайки крепления рулевого колеса должен быть 6—8 кгс м;

крепление болта клеммового сое­динения сошки с шаровым пальцем при первом ТО-2, а затем через одно ТО-2; момент затяжки 8—10 кгс м;

крепление сошки на валу рулево­го механизма; момент затяжки гай­ки 25—30 кгс м;

состояние балки переднего моста, схождение колес и в случае повышен­ного износа шин передних колес уг­лы продольного и поперечного наклона шкворней и балансировку ко­лес. Проверку схождения передних колес, а также наклона шкворней ведут на специальном стенде. Схождение колес может быть проверено также и следующим образом:

после проверки давления в шинах передних колес и установки их прямо замеряют расстояние между краями ободов колес сзади на высоте их цент­ров;

прокатывают автомобиль вперед на половину обода колес, замеряют расстояние между краями ободов спереди на высоте их центров;

разность расстояний дает величи­ну схождения колес, которая долж­на быть равна 1—4 мм.

При регулировке схождения ос­лабляют затяжку болтов соединения шарнирных головок поперечной ру­левой тяги и, вращая трубу тяги, обеспечивают необходимую величину схождения. После этого затягивают болты головок моментом 5 кгс м.

Углы наклона шкворней не регу­лируются, а восстанавливаются за­меной изношенных шкворней и их втулок, правкой или заменой балки передней оси.

При ТО-2 снимают и промывают в бензине оба фильтра насоса гидро­усилителя руля. При значительном засорении фильтров смолистыми отложениями дополнительно промыва­ют их растворителем.

Через одно ТО-2 заменяют смазку в ступицах колес переднего моста, для чего:

снимают ступицу с тормозным ба­рабаном, отвернув гайки 6 и 3 (см. рис. 10.1). Снимать и надевать сту­пицу надо с большой осторожностью, чтобы не повредить уплотнительную манжету 8;

удаляют старую смазку, промыва­ют ступицу и подшипники и закла­дывают свежую смазку ЯНЗ-2, Литол-24 или 1-13 между роликами подшипников и сепаратором равномерно по всей внутренней полости подшип­ника и в карманы ступиц между ними;

установив на место ступицу и на­ружный подшипник 7, затягивают гайку 3 моментом 6—8 кгс м, по­ворачивая ступицу в обоих направле­ниях. Отвертывают гайку 3 на 1/i—Vs оборота так, чтобы ее штифт совпал с отверстием установленной замоч­ной шайбы 4. Проверив наличие осе­вого зазора, затягивают контргайку 6 моментом 25—30 кгс - м. После ре­гулировки ступица должна вращать­ся свободно и осевой зазор не превы­шать 0,15 мм.

Сезонное обслуживание. Заменяют 1 раз в год смазку в шлицевом сое­динении карданного вала.

Для этого:

снимают карданный вал и разъе­диняют шлицевое соединение, со­блюдая меры предосторожности, что­бы не повредить уплотнительные кольца;

удаляют старую смазку и промы­вают наружные и внутренние шли­цы. Смазывают шлицы тонким слоем смазки 1-13, ЯНЗ-2 или Литол-24 и закладывают в шлицевую втулку эту же смазку в количестве 18— 20 г;

собирают карданный вал так, что­бы оси отверстий под клинья были параллельны, но расположены с про­тивоположных сторон от оси вала (см. рис. 10.4, а);

устанавливают карданный вал на автомобиль так, чтобы вилка с шли­цевой втулкой была вверху, устанав­ливают клинья, затягивают их гай­ками и устанавливают шплинты.

Заменяют 2 раза в год (осенью и весной) масло в системе гидроусили­теля руля, если вместо масла марки Р применяется какой-либо его заменитель. В качестве заменителей ле­том применяют турбинное масло Т22, Т30 или индустриальное И-20А, а зимой веретенное масло АУ.

Для смены масла отсоединяют про­дольную тягу автомобиля от сошки и снимают крышку бачка насоса гид­роусилителя, затем поворачивают рулевое колесо влево до упора и, промыв наружную поверхность кар­тера у сливного отверстия, вывер­тывают пробку 37 (см. рис. 10.3) с магнитом из картера рулевого ме­ханизма.

Для более полного слива повора­чивают рулевое колесо 2—3 раза из одного крайнего положения в другое. Масло сливают до прекращения течи его из сливного отверстия.

Сливают масло после его прогрева, так как при этом лучше очищаются внутренние полости системы гидроуси­лителя руля. Для этого масло сливают сразу после возвращения авто­мобиля в парк. Масло в гидроусилителе руля можно также нагреть пос­ле отсоединения продольной рулевой тяги, вращая рулевое колесо от упора до упора и удерживая его в крайних точках не более 15 с. При этом систематически проверяют, не перегрелось ли масло в бачке насоса, не допуская его нагрева выше 100 °С.

После слива масла промывают сис­тему гидроусилителя руля, для чего: удаляют из бачка насоса остаток загрязненного масла (остатки обтирочного материала в бачке недопус­тимы);

промывают крышку бачка насоса, ее уплотнительные и крепежные де­тали и магнитную пробку рулевого механизма, очистив их предваритель­но от грязи. Снимают и промывают сетки фильтров насоса и устанавли­вают их на место;

заливают в бачок насоса через во­ронку с двойной сеткой 1 л свежего масла и сливают это масло через слив­ное отверстие картера рулевого механизма, поворачивая при этом ру­левое колесо от упора до упора.

Для заливки свежего масла: вворачивают пробку с магнитом в сливное отверстие картера рулевого механизма;

при повернутом до упора влево ру­левом колесе заливают свежее масло в бачок насоса до появления масла над сеткой заливного фильтра у кар­бюраторных и по меткам на щупе крышки горловины бачка насоса у дизельных двигателей. Затем, вра­щая от упора до упора рулевое колесо и не прикладывая к нему усилия в крайних положениях, доливают масло до тех пор, пока в систему не будет залито не менее 2,5 л масла;

пускают двигатель и при работе его на холостом ходу вращают ру­левое колесо от упора до упора, удер­живая его кратковременно в крайних положениях в течение 2—3 с с уси­лием около 10 кгс и доливая по мере необходимости масло до указанного выше уровня. Заливка масла считается законченной, когда прекраща­ется выход пузырьков воздуха через масло в бачке насоса;

останавливают двигатель и закры­вают бачок насоса, как было указано выше в разделе «Первое техническое обслуживание»;

присоединяют продольную руле­вую тягу и смазывают ее шарнир.