Схема пневматического тормозного привода дизельных автомобилей

Принципиальная схема пневма­тического тормозного привода авто­мобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ при­ведена на рис. 11.4 в начале книги на форзаце. При этом на схеме при­няты следующие обозначения:

1 — к посторонним (нетормозным) потре­бителям; II в атмосферу; 1 — компрес­сор; 2 — кран аварийного растормажнвания пружинных энергоаккумуляторов; 3 — ма­нометры; 4, 8 — тормозные камеры перед­них колес; 5 - кран вспомогательной тор­мозной системы; 6, 53 — пневмоэлектрические датчики включения сигнала торможе­ния; 7, 26, 32, 33, 36 — пневмоэлектриче­ские датчики падения давления; 9 — регулятор давления; 10 — двойной защит­ный клапан: 11 — пневматический цилиндр выключения топливного насоса; 12 — пнев­матический цилиндр привода заслонки вспо­могательного тормоза; 13, 18, 40, 48, 55 — клапаны контрольного вывода; 14 — кла­пан ограничения давления; 15 — двухсек­ционный тормозной кран рабочей тормоз­ной системы; 16 — тройной защитный кла­пан; 17 — предохранитель против замер­зания; 19, 20, 21, 27, 28, 37, 43 — краны слива конденсата; 22, 24, 29 — воздушные баллоны рабочей тормозной системы; 23 — ручной кран стояночной тормозной систе­мы; 25 — конденсационный воздушный бал­лон; 30, 41 — воздушные баллоны стоя­ночной и запасной тормозных систем; 31,

51, 56 — пружинные энергоаккуму­ляторы стояночной и запасной тормозных систем; 34, 42 — двухмагистральные кла­паны; 35 — одинарный защитный клапан;

45, 46, 50 — тормозные камеры колес задней тележки; 44 — ускорительный кла­пан; 47 — воздушный баллон вспомогатель­ной тормозной системы; 49 — клапан уп­равления тормозами прицепа с двухпровод­ным приводом; 52 — клапан управления тормозами прицепа с однопроводным при­водом; 54 регулятор тормозных сил; 58 — соединительные головки типа «Палм» (правая и левая) и типа А.

Источником сжатого воздуха в при­воде является компрессор 1. Компрес­сор, регулятор 9 давления, предох­ранитель 17 против замерзания конденсата в сжатом воздухе и конденса­ционный воздушный баллон 25 со­ставляют питающую часть привода, из которой очищенный сжатый воз­дух под заданным давлением подает­ся в необходимом количестве в осталь­ные части пневматического тормозно­го привода и к другим потребителям сжатого воздуха. Пневматический тормозной привод разбит на автоном­ные контуры, отделенные друг от друга защитными клапанами. Каж­дый контур действует независимо от других контуров, в том числе и при возникновении неисправности. Кон­тур обычно состоит из части защит­ного клапана, воздушного баллона, органа управления, аппаратов для регулирования давления, исполни­тельных органов и коммуникаций (трубопроводов и шлангов). Пневма­тический тормозной привод автомо­билей ЗИЛ-133ГЯ и -133ВЯ включа­ет 5 контуров, разделенных одним двойным и одним тройным защитными клапанами.

Контур I привода рабочей тор­мозной системы (привод передних тор­мозов) включает в себя: часть трой­ного защитного клапана 16, воздуш­ный баллон 24 емкостью 20 л с краном 20 слива конденсата; пневмоэлектрический выключатель 7 сигнальной лампы на панели приборов; манометр 3; нижнюю секцию двухсекционного тормозного крана 15; клапан 13 кон­трольного вывода; клапан 14 ограни­чения давления; две тормозные камеры 4 и 8 колесных тормозных ме­ханизмов; трубопроводы и шланги между названными аппаратами. Кро­ме того, в контур I входит трубопровод от нижней секции тормозного крана 15 к клапану 49 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.

Контур II привода рабочей тор­мозной системы (привод тормозов зад­ней тележки) включает в себя: часть тройного клапана 16; два воздушных баллона 22 и 29 суммарной емкостью 40 л с кранами слива конденсата и пневмоэлектрическими выключате­лем 36 сигнальной лампы на панели приборов; манометр 3; часть двухма­гистрального клапана 42; верхнюю секцию двухсекционного тормозного крана 15; клапан 55 контрольного вы­вода; автоматический регулятор 54 тормозных сил с упругим элементом, соединяющим регулятор с штангой, закрепленной на балках задней те­лежки автомобиля; четыре тормозных камеры 39, 45, 46 и 50 тормозных механизмов задней тележки (проме­жуточного и заднего мостов); трубо­проводы и шланги между названными аппаратами. В контур II входит так­же трубопровод от верхней секции тормозного крана 15 к клапану 49 управления тормозами прицепа с двух­проводным приводом.

В контур III привода запасной и стояночной тормозных систем входят: часть двухмагистрального клапана 10\ два воздушных баллона 30 и 41; ручной тормозной кран 23; ускори­тельный клапан 44; часть двух двух­магистральных клапанов 34 и 42; четыре пружинных энергоаккуму­лятора 31, 38, 51 и 56 тормозных ка­мер; два пневмоэлектрических вы­ключателя 32 и 33 сигнальных ламп на панели приборов; два клапана 40 и 48 контрольного вывода; трубопро­воды между названными аппарата­ми. В контур III входит также уп­равление пневматическим тормозным приводом прицепа (полуприцепа), состоящее из клапанов 52 и 49 управ­ления тормозами прицепа соответст­венно с однопроводным и двухпровод­ным приводом, одинарного защитно­го клапана 35, трех соединительных головок 58 (одной типа А однопровод­ного привода тормозов прицепа и двух автоматических типа «Палм» двухпро­водного привода тормозов прицепа), пневмоэлектрического выключателя 53 ламп сигнала торможения, пневмо­электрического выключателя 26 сиг­нальной лампы на панели приборов, трубопроводов и шлангов между наз­ванными приборами.

Следует отметить, что пневмоэлектрический выключатель 53 в контуре III установлен таким образом, что он обеспечивает включение ламп сигнала торможения при торможении не только запасной (стояночной) тор­мозной системой, но и рабочей, при­чем даже в случае выхода из строя одного из контуров последней.

Контур IV привода вспомогатель­ной тормозной системы и посторонних (нетормозных) потребителей сжа­того воздуха состоит из части двойного защитного клапана 10, воздуш­ного баллона 47 емкостью 20 л с кра­ном 43 слива конденсата; пневмати­ческого крана 5, цилиндра 12 привода заслонки вспомогательного тормоза, цилиндра и привода вы­ключения подачи топлива, пневмо­электрического выключателя 6 ламп сигнала торможения, трубопроводов и шлангов между названными аппа­ратами. Из баллона 47 сжатый воз­дух поступает также к стеклоочистителям, пневмосигналу, пневмогидравлическому усилителю сцепления и к управлению агрегатами транс­миссии.

Контур V привода аварийного растормаживания пружинных энергоаккумуляторов не имеет своего воз­душного баллона. Контур включает в себя часть тройного защитного кла­пана 16, пневматический кран 2, часть двухмагистрального перепуск­ного клапана 34, соединяющие трубопроводы и шланги.

Пневматические тормозные при­воды тягача и прицепа соединяются тремя магистралями — магистралью однопроводного привода, питающей и управляющей (тормозной) магист­ралями двухпроводного привода. На седельных тягачах ЗИЛ-133ВЯ сое­динительные головки 58 находят­ся на концах трех длинных гиб­ких шлангов, закрепленных на шас­си автомобиля. На бортовых автомо­билях ЗИЛ-133ГЯ эти головки уста­новлены на задней поперечине рамы.

На автомобилях ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ имеются следующие органы управления пневматическим тормоз­ным приводом;

тормозная педаль (на полу кабины) привода рабочей тормозной системы, связанная при помощи тяг и рычагов с двухсекционным тормозным кра­ном 15;

тормозной кран 23 обратного дей­ствия с ручным управлением (из ка­бины) привода стояночной и запасной тормозных систем;

пневматический кран 5 с кнопоч­ным управлением привода вспомога­тельной тормозной системы, установ­ленный на полу кабины под рулевой колонкой;

пневматический кран 2 с кнопоч­ным управлением аварийного рас­тормаживания, установленный слева от рулевой колонки на внутренней панели щитка передка кабины под щитком приборов;

винтовые устройства механическо­го аварийного растормаживания пру­жинных энергоаккумуляторов, име­ющиеся на каждом энергоаккумуляторе;

соединительные головки 58 ма­гистралей привода тормозов при­цепа.

На автомобиле и прицепе (полупри­цепе) головки однопроводного при­вода покрашены в черный цвет, го­ловки питающей магистрали двух­проводного привода — в красный, управляющий магистрали двухпро­водного привода — в голубой. Черные головки на бортовых тягачах ЗИЛ-133ГЯ находятся посередине, красные, — справа, а голубые — слева от черных.

Для наблюдения за работой пнев­матического тормозного привода и своевременной сигнализации о воз­никающих неисправностях имеется 4 сигнальных лампы «1»—«4» и одна контрольная «Р» на щитке приборов, 2 манометра 3 на щитке приборов, показывающие давление сжатого воз­духа в воздушных баллонах пневма­тического привода рабочей тормозной системы, зуммер в кабине, включен­ный параллельно с сигнальными лам­пами «1»—«4».

Зуммер сигнализирует об аварий­ном падении давления сжатого воз­духа в воздушных баллонах любого контура тормозного привода. Лампы сигнализируют об аварийном паде­нии давления сжатого воздуха: «1» — в воздушном баллоне 24 контура I привода тормозов передней оси; «2» — в воздушных баллонах 22 и 29 кон­тура II рабочих тормозов задней те- 196 лежки; «3» — в воздушных балло­нах 30 и 41 контура III привода стоя­ночной и запасной тормозных систем, а также привода прицепа; «4» — в воздушном баллоне 47 контура IV привода вспомогательной тормозной системы и дополнительных потреби­телей сжатого воздуха. Лампа «Р» сигнализирует о том, что автомобиль заторможен стояночным тормозом (пружинными энергоаккумулятора­ми).