Седельное устройство автомобиля ЗИЛ-133ВЯ

Конструкция

Седельное устройство тягача имеет 2 степени свободы и предназначено для шар­нирного соединения с различными полу­прицепами полной массой до 23500 кг, из которой на седло приходится не свыше 9650 кг (рис. 13.1). Устройство служит для передачи тягового усилия от тягача к полуприцепу, а также передачи нагрузки от части массы полуприцепа на раму тяга­ча. Одновременно оно является поворот­ным устройством, обеспечивающим кине­матическую связь седельного тягача с полу­прицепом. Седельное устройство обеспечи­вает полуавтоматическую сцепку и расцеп­ку тягача с полуприцепом.

Сцепные шкворни буксируемых полу­прицепов имеют диаметр шейки (50,8 ± 0,1) мм. Седельное устройство рассчи­тано на вертикальную нагрузку не более 13 000 кгс и смонтировано на подставе, которая крепится к раме тягача болтами. На подставу болтами крепятся опорные кронштейны 14.

Седельное устройство состоит из сле­дующих основных частей: седла 17, двух опорных кронштейнов 14 и сцепного ме­ханизма. Седло 17 соединено с опорными кронштейнами 14 двумя осями 16, качаю­щимися в резинометаллических втулках 19, запрессованных в опорных кронштей­нах 14.

Для предотвращения смещения осей 16 в продольном направлении они контрятся стопорными пластинами 18, привернуты­ми болтами к опорным кронштейнам.

Резинометаллические втулки значитель­но снижают динамические нагрузки, пере­даваемые полуприцепом на раму тягача при движении по неровной дороге. За счет деформации упругих элементов обеспечи­вается поперечный наклон седла относи­тельно рамы тягача на угол до 3°.

Сцепной механизм размещен под опор­ной плитой седла 17 и состоит из двух за­хватов 1 и 7, установленных на осях 8, запорного кулака 6 со штоком 4, пружи­ны 5, защелки 3 с пружиной 2. Управле­ние сцепкой и расцепкой осуществляется рычагом 11, который фиксируется от само­произвольного открытия захватов 1 к 7 при движении автопоезда предохранитель­ной планкой 13.

Запорный кулак 6 имеет 2 положения: заднее — захваты закрыты; переднее — захваты открыты. После предваритель­ного поворота предохранительной планки 13 вокруг оси 12 кулак 6 отводится в пе­реднее положение рычагом 11 управления расцепкой и фиксируется в переднем поло­жении защелкой 3.

При введении сцепного шкворня полу­прицепа в зев захватов 1 к 7 они раскры­ваются и кулак, освобожденный от защелки 3, перемещается под действием пружины 5 и упирается в затылок захватов. При даль­нейшем перемещении шкворня кулак упи­рается в кромки рабочего отверстия за­хватов и закрывает их. При этом кулак входит в паз захватов, обеспечивая на­дежное их запирание.

Трущиеся поверхности седельного уст­ройства смазываются через 3 пары масле­нок 9, 10 и 15.

Эксплуатация

Особенности использования сцеп­ного устройства связаны с тем, что седельные автопоезда имеют большие габариты и значительную массу, а это требует от водителя при движении со­блюдения особой осторожности. Дви­жение автопоезда должно быть рав­номерным, без резких торможений и рывков. При движении по скользкой дороге не допускается резкое торможе­ние, так как при этом могут произой­ти занос и складывание автопоезда.

Скорость движения автопоезда сле­дует выбирать в зависимости от до­рожных условий. Недопустимо движе­ние с большой скоростью по дорогам с неровной и выбитой поверхностью (особенно движение без груза). Не рекомендуется переезжать через глу­бокие канавы (кюветы) и высокие на­сыпи, так как при этом возможен кон­такт передней части полуприцепа с рамой тягача или задней части рамы тягача с рамой полуприцепа, что не­допустимо.

На спусках скорость движения автопоезда необходимо выдерживать в зависимости от состояния дороги, длины и крутизны спуска, условий видимости. Для замедления движения на спуске следует пользоваться вспо­могательным тормозом.

Движение по скользким или обледе­нелым дорогам обязывает водителя соблюдать особенную осторожность из-за возможности бокового заноса и складывания автопоезда.

Автопоезд всегда следует вести «врастяжку». Для замедления движе­ния при заносе необходимо пользо­ваться или вспомогательным тормо­зом, или тормозами полуприцепа с по­мощью ручного крана запасного (стояночного) тормоза. В исключи­тельных случаях или для полной ос­тановки автопоезда допустимо притор­маживание рабочим тормозом. При торможении на скользких дорогах сле­дует' полностью исключить возмож­ность возникновения юза. Умелое ис­пользование тормозных механизмов колес полуприцепа, которые срабаты­вают при включении вспомогатель­ного тормоза, позволяет избежать складывания автопоезда.

Переключение передач на скользких дорогах нежелательно. Во избежание перегрузки осей колес тягача и полу­прицепа не допускается превышение грузоподъемности полуприцепа. Не­обходимо правильно распределить груз на платформе полуприцепа в со­ответствии с допустимой нагрузкой на седельное устройство.

Неправильное распределение груза может ухудшить боковую устойчи­вость полуприцепа и, следовательно, автопоезда в целом и привести к по­ломке осей колес, быстрому износу шин, деформации полуприцепа. Кро­ме того, возможна потеря продольной устойчивости полуприцепа.

В пути водитель должен следить за движением полуприцепа, обращая внимание на появление и характер виляния, подергивания, односторон­него увода или иных признаков изно­са деталей седельного устройства, шкворня, ходовой части и других уз­лов полуприцепа. Вовремя поворотов, разворотов, смены ряда движения и при маневрировании в местах произ­водства погрузочно-разгрузочных ра­бот водитель должен быть особенно внимателен, так как колеса тележки полуприцепа во время маневрирова­ния не следуют по колее тягача, а имеют значительное смещение в сторо­ну центра поворота.

Останавливать автопоезд на подъ­еме или спуске не рекомендуется. В случае вынужденной остановки не­обходимо принять меры, исключаю­щие возможность скатывания авто­поезда: включить стояночный тормоз и передачу (I или заднего хода) в ко­робке передач (предварительно вытя­нув кнопку останова двигателя) и подложить колодки под задние колеса тягача и полуприцепа.

Перед сцепкой тягача с полуприце­пом необходимо убедиться в том, что седельное устройство и его крепление исправны, плита седельного устрой­ства не загрязнена и ее поверхность покрыта тонким слоем смазки. Полу­прицеп должен быть надежно затормо­жен стояночным тормозом, располо­женным на полуприцепе, и установ­лен на опорном устройстве так, что­бы накатная плита полуприцепа была на одной высоте или ниже горизон­тально расположенной плиты седель­ного устройства тягача, но не ниже кромок скосов седельного устройства, опущенного на опоры.

Соединительные шланги тормозных систем и кабель подключения электро­оборудования полуприцепа должны быть подвешены на тягаче и не мешать сцепке. Сцепку производить в следую­щем порядке.

1. Повернуть в сторону предохра­нитель 13 (см. рис. 13.1) саморасцепки замка и перевести рычаг 11 управ­ления расцепкой в переднее крайнее положение, обеспечив тем самым от­крывание замка.

2. Подать тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так, чтобы шкворень полуприцепа вошел в замок седельного устройства до упора. Сцепка при этом должна произойти автоматически, т. е. рычаг управле­ния расцепкой должен автоматически занять крайнее заднее положение.

3. Затормозить тягач стояночным тормозом.

4. Убедиться, что рычаг управле­ния сцепкой находится в заднем край­нем положении, а предохранитель саморасцепки — в рабочем (шток за­порного кулака перекрыт предохра­нителем).

5. Поднять опорное устройство по­луприцепа в крайнее верхнее поло­жение, надежно закрепить его и уб­рать подкладки в ящик для принад­лежностей полуприцепа.

6. Подключить соединительный ка­бель электрооборудования тягача и полуприцепа.

7. В случае если полуприцеп обо­рудован однопроводной системой при­вода тормозов, то для сцепки его с тя­гачом необходимо открыть крышку со­единительной головки типа Б на по­луприцепе, отсоединить соответствую­щую головку типа А (черного цвета) со шлангом от кронштейна на держа­теле запасного колеса тягача, соеди­нить головки и проверить, чтобы кран растормаживания на воздухораспре­делителе полуприцепа находился в положении затормаживания. При этом кнопка крана должна находить­ся в крайнем верхнем, утопленном по­ложении.

8. В случае если полуприцеп обо­рудован комбинированной системой (однопроводной и двухпроводной) тормозного привода или только двух­проводной, то для сцепки его с тяга­чом необходимо открыть крышки со­единительных головок (красного и голубого цвета) типа «Палм» на полу­прицепе, отсоединить соответствую­щие головки со шлангами от крон­штейнов на держателе запасного ко­леса тягача, соединить головки (крас­ного цвета — с красной, голубого — с голубой) и проверить, чтобы кран растормаживания на воздухо­распределителе полуприцепа нахо­дился в положении затормаживания. При этом кнопка крана должна на­ходиться в крайнем верхнем, утоплен­ном положении.

9. Отпустить стояночный тормоз по­луприцепа и убрать из-под его колес колодки.

Категорически запрещается эксп­луатация полуприцепа с не присоединенными или неисправными тормоз­ной и электрической системами, а так­же одновременное соединение одно­проводного и двухпроводного приво­да тормозов.

Запрещается движение автопоезда с опущенными или не полностью под­нятыми опорными устройствами полу­прицепа.

Расцепку тягача с полуприцепом следует производить в следующей по­следовательности.

1. Выбрать ровную горизонтальную площадку, затормозить полуприцеп стояночным тормозом и подложить под его колеса колодки.

2. Опустить опорное устройство по­луприцепа на опоры-подкладки.

3. Разъединить соединительные го­ловки пневматической системы и при­соединить головки к кронштейнам на держателе запасного колеса. Закрыть защитные крышки головок полупри­цепов.

4. Вынуть вилки соединительного кабеля электрооборудования из штеп­сельных розеток и закрыть розетки крышками.

5. Отвести в сторону предохрани­тель саморасцепки и перевести рычаг управления расцепкой в крайнее пе­реднее положение.

6. Включить I передачу в короб­ке передач и на малой скорости подать тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом. Расцепка должна про­изойти автоматически. Запрещается производить сцепку и расцепку тяга­ча с полуприцепом на скользкой пло­щадке и расцепку при не опущенных опорных устройствах полуприцепа.

Техническое обслуживание седельного устройства

При ежедневном техническом об­служивании необходимо проверить на­дежность сцепки тягача с полуприце­пом, крепление седельного устройства к раме тягача и состояние деталей за­порного механизма седельного устрой­ства. Убедиться в правильности при­соединения разобщительных головок тормозной системы и разъемов элект­рооборудования полуприцепа.

При проведении ТО-1 необходимо- проверить состояние и крепление се­дельного устройства и при необходи­мости подтянуть гайки крепления.

При проведении ТО-2 тягача необ­ходимо дополнительно проверить со­стояние и крепление пружин захва­тов, запорного кулака и пружины за­щелки. Смазать узлы трения согласно карте смазки.

Во время проверки состояния се­дельного устройства необходимо об­ратить внимание на состояние креп­ления шпилек (осей механизма при­вода запорного кулака ) с седлом и за­порного кулака с его штоком (нару­шение сварных соединений недопусти­мо). Проверить износ рабочих поверх­ностей захватов и запорного кулака.

Разборка и сборка седельного устройства

Разборка седельного устройства производится в случае появления ка­кой-либо неисправности, с целью за­мены дефектной детали.

Для замены оси 16 (см. рис. 13.1) шарнира необходимо снять стопор­ную пластину 18, предварительно расшплинтовав и вывернув болты ее крепления, и затем выпрессовать оси 16 шарнира.

При замене резинометаллических втулок 19 необходимо выпрессовать оси 16 шарниров, как это указано вы­ше, снять седло 17 и выпрессовать втулки из кронштейна 14.

Для замены захватов 1, 7 сцепного механизма необходимо выпрессовать оси 8 захвата, предварительно их расшплинтовав. Сборка седельного уст­ройства производится в обратной по­следовательности. Гайки болтов креп­ления кронштейна 14 к раме тягача должны быть затянуты моментом 8—9 кгс м.

Для предотвращения повышенных износов деталей седельного устройст­ва необходимо производить своевре­менную смазку через пресс-масленки 9, 10, 15

В процессе эксплуатации седельное устройство регулировок не требует, а появление каких-либо дефектов (не­допустимые люфты, стуки и т. п.) требует только замены или восстанов­ления изношенных (дефектных) дета­лей или узлов.

Возможные неисправности и способы их устранения

В процессе эксплуатации рабочие поверхности захватов и запорного ку­лака изнашиваются. При этом на­ибольший размер отверстия под шкворень в захватах запорного механизма не должен превышать 56 мм. После восстановления изношенных поверх­ностей или замены деталей новы­ми диаметр отверстия в захватах дол­жен быть 50,8 + 0,2 + 0.4 мм, а размер запор­ного кулака в месте контакта с захва­тами 74 - 0,2 - 0,6 мм. При появлении люф­тов в резинометаллических втулках кронштейнов седла, что указывает на их износ, последние необходимо за­менять новыми.

Изношенные, поврежденные или деформированные детали запорного механизма седельного устройства должны своевременно заменяться но­выми или восстанавливаться методом наварки с последующей обработкой для получения необходимых размеров рабочих поверхностей, так как в про­тивном случае может произойти разъ­единение тягача с полуприцепом во время движения.