Указатели и сигнализаторы ЗИЛ-133
Указатель тока аккумуляторной батареи. На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ. -133ГЯ установлен указатель тока аккумуляторной батареи АП171 магнитоэлектрической системы с неподвижным постоянным магнитом, предел измерения 50 А.
Подвижная система прибора состоит из стрелки, оси с опорой-подпятником и якорька. Якорек выполнен из иизкоуглеродистой стали и при воздействии магнитного поля стремится сориентироваться вдоль магнитных силовых линий. При отсутствии электрического тока в цепи прибора якорек располагается вдоль оси постоянного магнита, а вместе с тем и стрелка прибора устанавливается на нулевое деление шкалы. При прохождении электрического тока через основание прибора создается в зоне якорька собственное магнитное поле, силовые линии которого перпендикулярны линиям поля постоянного магнита. Магнитное поле стремится повернуть якорек на 90° от его исходного положения, чему, однако, препятствует поле постоянного магнита. Чем больше сила тока проходит по основанию, тем сильнее создаваемое магнитное поле и тем на больший угол повернется стрелка.
В целях уменьшения дополнительной погрешности указателя тока от изменения окружающей температуры под постоянный магнит ставится пластинка — магнитный шунт, у которого коэффициент магнитной проницаемости сильно изменяется от температуры.
Ось стрелки вращается в регулируемых опорах-подпятниках. В них закладывают демпфирующую смазку ПМС для сглаживания колебательных движений стрелки и резких ударов в подвижной системе прибора в момент его включения. Основание прибора выполнено из цинкового сплава. К основанию прикреплена шкала, клеммы и подвижная система.
На автомобиле ЗИЛ-133Г2 применяется указатель тока аккумуляторной батареи АП251 магнитоэлектрической системы с неподвижным магнитом; предел измерения — 30 А. Конструкция его аналогична указателю АГГ171.
Указатели тока аккумуляторных батарей следует проверять с помощью контрольного амперметра. Неисправный прибор подлежит замене.
Рис. 15.2. Электрическая схема указателя температуры охлаждающей жидкости.
Указатель температуры охлаждающей жидкости. Для контроля температуры охлаждающей жидкости двигателя применяется указатель логометрнческого типа. Прибор состоит из указателя, расположенного в щитке приборов и датчика ТМ100-В (ЗИЛ-133Г2) или ТМ100-А (ЗИЛ-133ВЯ. -133ГЯ).
Датчики ТМ100-В и ТМ100-А представляют собой терморезистор (полупроводниковую таблетку, которая резко меняет свое сопротивление в зависимости от изменения температуры), помещенный в латунный баллон. Между выводным зажимом датчика и терморезистором установлена токоведущая пружина, которая изолирована от стенки баллона втулкой. Отличаются датчики только способом подключения в схему: датчик ТМ100-А имеет штекер, а ТМ100-В — винт.
Указатель УК270 (рис. 15.2), устанавливаемый на автомобиле 311Л-133Г2, представляет собой электромагнитный логометр с тремя неподвижными измерительными катушками. Катушка 8 расположена на каркасе под 90° к катушкам 2 и 4. С целью повышения чувствительности прибора катушки 2 и 4 имеют противоположное направление обмоток, что создает магнитные потоки, направленные навстречу друг другу.
Изменение температуры охлаждающей жидкости вызывает изменение сопротивления датчика, что в свою очередь вызывает изменение тока в катушках указателя. Ток проходит по двум параллельным цепям: первая — аккумуляторная батарея 6, указатель тока 7, выключатель зажигания 8, предохранитель 9. катушки 3 и 4. реостат 5; вторая — аккумуляторная батарея б, указатель тока 7, выключатель зажигания 8, предохранитель 9, катушка 2 и терморезистор датчика 1.
Ток, проходящий по первой цепи, практически постоянный. Ток во второй цепи зависит от температуры датчика и значительно меняет свою величину.
Результирующее магнитное поле, создаваемое катушками, поворачивает магнит и стрелку в соответствующее положение шкалы.
Для уменьшения влияния температуры на точность показаний прибора катушки 3 и 4 соединены с массой через термокомпенсационный реостат 5.
На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ применяется указатель 14.3807, который отличается от описанного выше тем. что имеет отдельный корпус и вместо реостата устанавливается постоянный термокомпенсационный резистор с сопротивлением 100 Ом.
За указателем температуры охлаждающей жидкости не требуется никакого ухода. Ремонт указателя и датчика в эксплуатационных условиях невозможен. Поэтому в случае выхода прибора из строя следует проверить только электрические соединения и исправность проводки и, если они в порядке, заменить указатель или датчик.
Исправность указателя температуры охлаждающей жидкости может быть проверена сравнением его показаний с показаниями ртутного термометра. Для проверки указателя и датчика можно также использовать прибор Э204.
Точность показаний указателя составляет ± 5 °С на отметках шкалы 80 и 100 °С и + 12 / - 4 °С на отметке 40 °С. При этом напряжение должно быть 14 В и температура окружающей среды (20 ± 5) °С.
Сигнализаторы аварийной температуры. Применение на автомобиле дистанционного стрелочного термометра еще не гарантирует, что внезапное нарушение теплового режима двигателя будет сразу замечено водителем. Поэтому в дополнение к стрелочному термометру устанавливают сигнализатор аварийной температуры.
Датчик сигнализатора ТМ102 устанавливается на автомобиле ЗИЛ-133Г2. Датчик ввернут в верхний бачок радиатора и автоматически включает сигнальную лампу, когда температура достигнет 112— 118 °С. Основным элементом датчика является биметаллическая пластинка с контактом на конце, которая при повышении температуры охлаждающей жидкости изгибается и замыкает идущий к датчику (пластинке) провод на массу, включая тем самым контрольную лампу.
При снижении температуры происходит обратное явление, и лампа гаснет.
Датчик сигнализатора аварийной температуры ТМ111 устанавливается на двигателе автомобилей ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ.
Датчик ТМ111 представляет собой массивный латунный корпус 7 (рис. 15.3), в котором под прижимной шайбой 6 находится петлеобразная термобнметалличе- ская пластина 1 с контактом 5. Тарельчатый контакт 4 может перемещаться по резьбе выводного зажима 3, что позволяет устанавливать необходимый предел замыкания контактов (98—104 °С). Выводной зажим вмонтирован в изолятор 2.
Рис. 15.3. Датчик сигнализатора аварийной температуры ТМ111.
При повышении температуры охлаждающей жидкости термобиметаллическая пластина, изгибаясь, замыкает контакты, включая цепь питания контрольной лампы аварийного перегрева охлаждающей жидкости, установленной в указателе 14.3807.
Приборы для измерения уровня топлива. Измерители уровня топлива дают возможность оценить объем топлива в баке и, следовательно, приблизительное расстояние, которое автомобиль может проехать без дополнительной заправки.
На автомобиле ЗИЛ-133Г2 используют электромагнитный измеритель уровня топлива, состоящий из реостатного датчика БМ117-А и электромагнитного указателя УБ251, электрически соединенных между собой по однопроводной схеме.
Датчик (рис. 15.4) имеет стальной фланец 6 и корпус 3, изготовленный из цинкового сплава. В корпус на оси 2 установлен ползунок 4 реостата. Снаружи к той же оси посредством рычага закреплен поплавок 1. Обмотка 8 реостата с общим сопротивлением 60 Ом намотана на текстолитовой пластине 7, вставленной в пазы корпуса. Один конец обмотки реостата закреплен под пластиной 5, которая соединена шиной с выводной клеммой 9. Ползунок реостата имеет вывод на массу датчика в виде упругой проволочной петли 10, которая вместе с вторым концом обмотки реостата зачеканена в приливе корпуса.
Рис. 15.4. Датчик уровня топлива БМ117-А.
Указатель (рис. 15.5) имеет две катушки 1 и 6, которые снабжены полюсными наконечниками 2 и 7. Кроме того, имеется полюсный наконечник 9, соединенный с наконечником 7. Катушки установлены под углом 90° одна к другой на основании механизма. Стрелка 11 закреплена на оси вместе с латунным противовесом 10 и стальным якорьком 8, который находится в точке пересечения осей катушек. Подвижная система установлена на кернах в двух подпятниках.
Рис. 15.5. Электрическая схема указателя УБ251 уровня топлива.
Рис. 15.6. Датчик БМ165-Б уровня топлива:
а) - датчик в сборе; б) - разрез по корпусу реостата
Рис. 15.7. Мамометр
1 - реостат датчика; 2 - добавочный резистор; 3, 4 и 5 - катушки указателя; 6 - термокомпенсационный резистор; 7 - аккумуляторная батарея; 8 - указатель тока аккумуляторной батареи; 9 - выключатель приборов; 10 - предохранитель; 11 - сигнализатор резерва топлива; 12 - контакты резервного уровня топлива.
Ток от бортовой сети подводится к зажиму 3 и, пройдя по обмотке левой катушки 1, разветвляется на зажиме 5 на два направления: через катушку 6 на массу через реостат 4 и ползунок датчика в баке на массу. Такая схема подключения реостата датчика уменьшает возможность искрения в контакте ползунка с обмоткой реостата, так как для тока всегда существует параллельная цепь по обмотке реостата.
При прохождении тока по обмоткам катушек создаются два взаимно пересекающихся магнитных поля, которые воздействуют на якорек подвижной системы, стремясь повернуть его вдоль магнитных силовых линий результирующего вектора поля.
На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ используют логометрический измеритель уровня топлива. В комплект прибора входит реостатный датчик с поплавком, который отличается от описанного выше конструкцией и величиной полного сопротивления реостата (90 Ом).
Датчик БМ165-Б (рис. 15.6) представляет собой фланец 5 с двухгнездиой штекерной колодкой 6. Корпус 3 реостата установлен на стойке 4. В корпусе расположен реостат 8, намотанный на гибкую пластину, и ось рычага 2 пластмассового поплавка 1 с ползунком 9.
Обмотка реостата одним концом приклепана к массе, а вторым присоединена к токоведущей шине 7, идущей к штекеру. В корпусе реостата предусмотрены контакты 11 и 10, замыкающиеся при снижении уровня топлива до резервного запаса (35—40 л) при положении поплавка в зоне К — /2- Эти контакты выводной шиной соединены с вторым штекером.
Реостат датчика включен в цепь логометрического указателя 13.3806. Конструкция указателя аналогична указателю температуры охлаждающей жидкости 14.3807, но отличается от него обмоточными данными и схемой соединения измерительных катушек и дополнительных резисторов (рис. 15.7).
Изменение сопротивления реостата датчика в зависимости от положения поплавка в топливном баке влияет на перераспределение токов в катушках указателя и, следовательно, на положение стрелки указателя.
Указатели уровня топлива не нуждаются в уходе. В случае выхода из строя прибора следует проверить электрические соединения, исправность проводки и, если они в порядке, заменить указатель или датчик. Если неисправен указатель или его цепь, то стрелка прибора при включении зажигания остается неподвижной.
Таблица 15.3
Положение поплавка | Сопротивление рабочей части реостата, Ом | |
БМ117-А | БМ165-Б | |
"0" | 0-6 | 0-1,5 |
"1/2" | 26-38 | 37,5-42,5 |
"П" | 51-62 | 85,5-91,5 |
Если неисправен датчик или его цепь, стрелка указателя находится правее деления «П» шкалы независимо от количества топлива в баке.
При ремонте электропроводки или смене приборов недопустимо замыкание зажимов указателя, так как это приведет к перегоранию обмотки реостата.
Если указатель и датчик исправны и правильно отрегулированы, то при напряжении 14 В и температуре (20 ± 5) °С точность показаний по фактическому наполнению не должна превышать ±8% для отметки шкалы «1/2» или ±10% для отметки «П».
Датчик и указатель можно проверить при помощи омметра, прибора Э204 или прибора 531 ГАРО. Угол поворота рычага поплавка и высота положения поплавка приведены на рис. 15.4 и 15.6, а величины сопротивлений реостата датчика приведены в табл. 15.3.
Если погрешность указателя превышает допустимые пределы, необходимо заменить указатель или датчик.