Указатели и сигнализаторы ЗИЛ-133

Указатель тока аккумуляторной бата­реи. На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ. -133ГЯ установлен указатель тока акку­муляторной батареи АП171 магнитоэлек­трической системы с неподвижным постоян­ным магнитом, предел измерения 50 А.

Подвижная система прибора состоит из стрелки, оси с опорой-подпятником и якорька. Якорек выполнен из иизкоуглеродистой стали и при воздействии магнит­ного поля стремится сориентироваться вдоль магнитных силовых линий. При отсут­ствии электрического тока в цепи прибора якорек располагается вдоль оси постоянно­го магнита, а вместе с тем и стрелка прибо­ра устанавливается на нулевое деление шка­лы. При прохождении электрического то­ка через основание прибора создается в зо­не якорька собственное магнитное поле, силовые линии которого перпендикулярны линиям поля постоянного магнита. Маг­нитное поле стремится повернуть якорек на 90° от его исходного положения, чему, однако, препятствует поле постоянного магнита. Чем больше сила тока проходит по основанию, тем сильнее создаваемое магнитное поле и тем на больший угол по­вернется стрелка.

В целях уменьшения дополнительной погрешности указателя тока от изменения окружающей температуры под постоянный магнит ставится пластинка — магнитный шунт, у которого коэффициент магнитной проницаемости сильно изменяется от тем­пературы.

Ось стрелки вращается в регулируе­мых опорах-подпятниках. В них заклады­вают демпфирующую смазку ПМС для сгла­живания колебательных движений стрелки и резких ударов в подвижной системе при­бора в момент его включения. Основание прибора выполнено из цинкового сплава. К основанию прикреплена шкала, клеммы и подвижная система.

На автомобиле ЗИЛ-133Г2 применяет­ся указатель тока аккумуляторной батареи АП251 магнитоэлектрической системы с неподвижным магнитом; предел измере­ния — 30 А. Конструкция его аналогична указателю АГГ171.

Указатели тока аккумуляторных бата­рей следует проверять с помощью конт­рольного амперметра. Неисправный при­бор подлежит замене.

Электрическая схема указателя температуры охлаждающей жидкости ЗИЛ-133

Рис. 15.2. Электрическая схема указателя температуры охлаждающей жидкости.

Указатель температуры охлаждающей жидкости. Для контроля температуры ох­лаждающей жидкости двигателя применя­ется указатель логометрнческого типа. Прибор состоит из указателя, расположен­ного в щитке приборов и датчика ТМ100-В (ЗИЛ-133Г2) или ТМ100-А (ЗИЛ-133ВЯ. -133ГЯ).

Датчики ТМ100-В и ТМ100-А представ­ляют собой терморезистор (полупроводни­ковую таблетку, которая резко меняет свое сопротивление в зависимости от изменения температуры), помещенный в латунный бал­лон. Между выводным зажимом датчика и терморезистором установлена токоведу­щая пружина, которая изолирована от стенки баллона втулкой. Отличаются дат­чики только способом подключения в схе­му: датчик ТМ100-А имеет штекер, а ТМ100-В — винт.

Указатель УК270 (рис. 15.2), устанавли­ваемый на автомобиле 311Л-133Г2, предста­вляет собой электромагнитный логометр с тремя неподвижными измерительными ка­тушками. Катушка 8 расположена на кар­касе под 90° к катушкам 2 и 4. С целью по­вышения чувствительности прибора катушки 2 и 4 имеют противоположное направление обмоток, что создает магнитные потоки, на­правленные навстречу друг другу.

Изменение температуры охлаждающей жидкости вызывает изменение сопротивле­ния датчика, что в свою очередь вызывает изменение тока в катушках указателя. Ток проходит по двум параллельным це­пям: первая — аккумуляторная батарея 6, указатель тока 7, выключатель зажига­ния 8, предохранитель 9. катушки 3 и 4. реостат 5; вторая — аккумуляторная бата­рея б, указатель тока 7, выключатель за­жигания 8, предохранитель 9, катушка 2 и терморезистор датчика 1.

Ток, проходящий по первой цепи, прак­тически постоянный. Ток во второй цепи зависит от температуры датчика и значи­тельно меняет свою величину.

Результирующее магнитное поле, со­здаваемое катушками, поворачивает маг­нит и стрелку в соответствующее положе­ние шкалы.

Для уменьшения влияния температуры на точность показаний прибора катушки 3 и 4 соединены с массой через термокомпен­сационный реостат 5.

На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ применяется указатель 14.3807, который отличается от описанного выше тем. что имеет отдельный корпус и вместо реоста­та устанавливается постоянный термоком­пенсационный резистор с сопротивлением 100 Ом.

За указателем температуры охлаждаю­щей жидкости не требуется никакого ухода. Ремонт указателя и датчика в экс­плуатационных условиях невозможен. Поэтому в случае выхода прибора из строя следует проверить только элек­трические соединения и исправность про­водки и, если они в порядке, заменить ука­затель или датчик.

Исправность указателя температуры ох­лаждающей жидкости может быть провере­на сравнением его показаний с показания­ми ртутного термометра. Для проверки указателя и датчика можно также использо­вать прибор Э204.

Точность показаний указателя составля­ет ± 5 °С на отметках шкалы 80 и 100 °С и + 12 / - 4 °С на отметке 40 °С. При этом напряжение должно быть 14 В и температу­ра окружающей среды (20 ± 5) °С.

Сигнализаторы аварийной температу­ры. Применение на автомобиле дистан­ционного стрелочного термометра еще не гарантирует, что внезапное нарушение теп­лового режима двигателя будет сразу за­мечено водителем. Поэтому в дополнение к стрелочному термометру устанавливают сигнализатор аварийной температуры.

Датчик сигнализатора ТМ102 устанав­ливается на автомобиле ЗИЛ-133Г2. Дат­чик ввернут в верхний бачок радиатора и автоматически включает сигнальную лам­пу, когда температура достигнет 112— 118 °С. Основным элементом датчика явля­ется биметаллическая пластинка с кон­тактом на конце, которая при повышении температуры охлаждающей жидкости из­гибается и замыкает идущий к датчику (пластинке) провод на массу, включая тем самым контрольную лампу.

При снижении температуры происхо­дит обратное явление, и лампа гаснет.

Датчик сигнализатора аварийной тем­пературы ТМ111 устанавливается на дви­гателе автомобилей ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ.

Датчик ТМ111 представляет собой мас­сивный латунный корпус 7 (рис. 15.3), в котором под прижимной шайбой 6 на­ходится петлеобразная термобнметалличе- ская пластина 1 с контактом 5. Тарельча­тый контакт 4 может перемещаться по резьбе выводного зажима 3, что позволяет устанавливать необходимый предел замы­кания контактов (98—104 °С). Выводной зажим вмонтирован в изолятор 2.

Датчик сигнализатора аварийной температуры ТМ111 ЗИЛ-133

Рис. 15.3. Датчик сигнализатора аварийной температуры ТМ111.

При повышении температуры охлаж­дающей жидкости термобиметаллическая пластина, изгибаясь, замыкает контакты, включая цепь питания контрольной лампы аварийного перегрева охлаждающей жид­кости, установленной в указателе 14.3807.

Приборы для измерения уровня топли­ва. Измерители уровня топлива дают воз­можность оценить объем топлива в баке и, следовательно, приблизительное расстоя­ние, которое автомобиль может проехать без дополнительной заправки.

На автомобиле ЗИЛ-133Г2 используют электромагнитный измеритель уровня топ­лива, состоящий из реостатного датчика БМ117-А и электромагнитного указателя УБ251, электрически соединенных между собой по однопроводной схеме.

Датчик (рис. 15.4) имеет стальной фла­нец 6 и корпус 3, изготовленный из цинко­вого сплава. В корпус на оси 2 установлен ползунок 4 реостата. Снаружи к той же оси посредством рычага закреплен поплавок 1. Обмотка 8 реостата с общим сопротивле­нием 60 Ом намотана на текстолитовой пла­стине 7, вставленной в пазы корпуса. Один конец обмотки реостата закреплен под пла­стиной 5, которая соединена шиной с вы­водной клеммой 9. Ползунок реостата име­ет вывод на массу датчика в виде упругой проволочной петли 10, которая вместе с вторым концом обмотки реостата зачеканена в приливе корпуса.

Датчик уровня топлива БМ117-А ЗИЛ-133

Рис. 15.4. Датчик уровня топлива БМ117-А.

Указатель (рис. 15.5) имеет две катуш­ки 1 и 6, которые снабжены полюсными на­конечниками 2 и 7. Кроме того, имеется полюсный наконечник 9, соединенный с наконечником 7. Катушки установлены под углом 90° одна к другой на основании механизма. Стрелка 11 закреплена на оси вместе с латунным противовесом 10 и стальным якорьком 8, который находится в точке пересечения осей катушек. Подвижная система установлена на кернах в двух подпятниках.

Электрическая схема указателя УБ251 уровня топлива ЗИЛ-133

Рис. 15.5. Электрическая схема указателя УБ251 уровня топлива.

Датчик БМ165-Б уровня топлива ЗИЛ-133

Рис. 15.6. Датчик БМ165-Б уровня топлива:
а) - датчик в сборе; б) - разрез по корпусу реостата

Датчик БМ165-Б уровня топлива ЗИЛ-133

Рис. 15.7. Мамометр

1 - реостат датчика; 2 - добавочный резистор; 3, 4 и 5 - катушки указателя; 6 - термокомпенсационный резистор; 7 - аккумуляторная батарея; 8 - указатель тока аккумуляторной батареи; 9 - выключатель приборов; 10 - предохранитель; 11 - сигнализатор резерва топлива; 12 - контакты резервного уровня топлива.

Ток от бортовой сети подводится к за­жиму 3 и, пройдя по обмотке левой катуш­ки 1, разветвляется на зажиме 5 на два на­правления: через катушку 6 на массу через реостат 4 и ползунок датчика в баке на массу. Такая схема подключения рео­стата датчика уменьшает возможность ис­крения в контакте ползунка с обмоткой ре­остата, так как для тока всегда существует параллельная цепь по обмотке реостата.

При прохождении тока по обмоткам катушек создаются два взаимно пересе­кающихся магнитных поля, которые воз­действуют на якорек подвижной системы, стремясь повернуть его вдоль магнитных силовых линий результирующего вектора поля.

На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ используют логометрический измеритель уровня топлива. В комплект прибора вхо­дит реостатный датчик с поплавком, кото­рый отличается от описанного выше кон­струкцией и величиной полного сопротив­ления реостата (90 Ом).

Датчик БМ165-Б (рис. 15.6) представ­ляет собой фланец 5 с двухгнездиой ште­керной колодкой 6. Корпус 3 реостата уста­новлен на стойке 4. В корпусе расположен реостат 8, намотанный на гибкую пластину, и ось рычага 2 пластмассового поплавка 1 с ползунком 9.

Обмотка реостата одним концом прикле­пана к массе, а вторым присоединена к то­коведущей шине 7, идущей к штекеру. В корпусе реостата предусмотрены контакты 11 и 10, замыкающиеся при снижении уров­ня топлива до резервного запаса (35—40 л) при положении поплавка в зоне К — /2- Эти контакты выводной шиной соединены с вторым штекером.

Реостат датчика включен в цепь лого­метрического указателя 13.3806. Конструк­ция указателя аналогична указателю тем­пературы охлаждающей жидкости 14.3807, но отличается от него обмоточными данны­ми и схемой соединения измерительных катушек и дополнительных резисторов (рис. 15.7).

Изменение сопротивления реостата дат­чика в зависимости от положения поплавка в топливном баке влияет на перераспре­деление токов в катушках указателя и, следовательно, на положение стрелки ука­зателя.

Указатели уровня топлива не нуждают­ся в уходе. В случае выхода из строя при­бора следует проверить электрические со­единения, исправность проводки и, если они в порядке, заменить указатель или дат­чик. Если неисправен указатель или его цепь, то стрелка прибора при включении зажигания остается неподвижной.

Таблица 15.3

Положение поплавка Сопротивление рабочей части реостата, Ом
БМ117-А БМ165-Б
"0" 0-6 0-1,5
"1/2" 26-38 37,5-42,5
"П" 51-62 85,5-91,5


Если неисправен датчик или его цепь, стрелка указателя находится правее деле­ния «П» шкалы независимо от количества топлива в баке.

При ремонте электропроводки или сме­не приборов недопустимо замыкание за­жимов указателя, так как это приведет к перегоранию обмотки реостата.

Если указатель и датчик исправны и правильно отрегулированы, то при напря­жении 14 В и температуре (20 ± 5) °С точ­ность показаний по фактическому напол­нению не должна превышать ±8% для отметки шкалы «1/2» или ±10% для от­метки «П».

Датчик и указатель можно проверить при помощи омметра, прибора Э204 или прибора 531 ГАРО. Угол поворота рычага поплавка и высота положения поплавка приведены на рис. 15.4 и 15.6, а величины сопротивлений реостата датчика приведе­ны в табл. 15.3.

Если погрешность указателя превышает допустимые пределы, необходимо заменить указатель или датчик.