Обязательное и дополнительное оборудование автомобилей

Каждый автомобиль заводом-изготовителем снабжается обязательным комплек­том инструмента и принадлежностей, не­обходимых для обеспечения эксплуатации как одиночного автомобиля, так и автомо­биля-тягача и прицепа (полуприцепа). Ком­плект инструмента обеспечивает проведе­ние технического обслуживания и боль­шинства операций текущего ремонта. От­личие в конструкции одиночных автомо­билей от автомобилей-тягачей (главным образом в части силовых агрегатов) обус­ловливает различие комплектов инстру­мента и принадлежностей между собой. Базовым является комплект инструмента для одиночного автомобиля ЗИЛ-133Г2.

Для автомобиля-тягача этот комплект дополняется некоторыми оригинальными ключами и приспособлениями, прилагае­мыми к силовому агрегату КамАЗ: съем­ником для форсунок, воротком для прово­рачивания коленчатого вала двигателя и др. В то же время из базового комплекта ис­ключен инструмент, который на автомоби­ле-тягаче не применяется (пусковая руко­ятка, ключ-щуп для контактов прерывате­ля-распределителя зажигания, ключ для свечей и др.).

В комплект водительского инструмен­та, подлежащий обязательной поставке для автомобилей ЗИЛ-133Г2, входит на­бор обычных, накидных и торцовых клю­чей, воротков к торцовым ключам, мон­тажных лопаток для шин колес, молоток, зубила, бородки, плоскогубцы, отвертки, пусковая рукоятка. Предусмотрена также комплектация автомобиля шинным мано­метром, щупом для установки зазора кон­тактов в прерывателе-распределителе.

Для обслуживания в пути, при ремонте и для других эксплуатационных потребно­стей автомобиль снабжается гидравличе­ским домкратом грузоподъемностью 12 т, шлангом длиной 12 м для накачивания шин, шлангом для перекачивания топлива и шприцем для консистентной смазки. В ав­томобилях-тягачах ЗИЛ-133 с двухпровод­ной тормозной системой шланг для накачи­вания шин служит также для подключе­ния пневмосистемы тягача в случае букси­ровки с неработающим двигателем. При не­обходимости буксировки автомобилей с различными тормозными системами, к на­конечнику шланга, имеющего накидную гайку M 16 х 1,5, привертывается пере­ходной штуцер с резьбой М16 X 1,5 с од­ной стороны и конической резьбой 3/8" с другой для ввертывания в воздушный баллон взамен пробки (заглушки).

Дополнительное оборудование и размещение его на автомобиле

Для обеспечения эксплуатации автомо­билей в особых условиях предусмотрен ком­плект дополнительного снаряжения (обору­дования), прикладываемого к автомобилю либо устанавливаемого на автомобиль по особому требованию потребителя-заказчика за дополнительную плату.

К дополнительному оборудованию от­носятся предпусковой подогреватель и утеплительный чехол двигателя, надставки переднего и боковых бортов платформы, полотнище размером 2,6 X 6,4 м для на- крывания груза, тент с каркасом (для плат­форм с бортами без надставок), детали крепления огнетушителя, шанцевого ин­струмента, бидонов (канистр) вместимостью 10 и 20 л.

На автомобилях предусмотрены места для установки и крепления дополнитель­ного оборудования. При установке назван­ного оборудования выполняются только монтажные работы. Указания по монтажу приведены в Инструкции по эксплуатации автомобиля. Рассмотрим подробнее неко­торые вопросы, связанные с применением дополнительного оборудования.

Утеплительный чехол. Предназначен для защиты радиатора системы охлаждения от интенсивного остывания. Для регулиров­ки площади перекрытия радиатора служит клапан утеплительного чехла, удерживае­мый с помощью фиксаторов в необходимом положении.

Чехол рекомендуется использовать при окружающей температуре ниже —10 °С. Чехол устанавливается снаружи на об­лицовку радиатора и крепится вверху крючками за болты замка капота, а внизу — посредством кольца на резиновом шнуре за скобы, поддерживающие провода к под­фарникам.

Для обеспечения наивыгоднейшего теп­лового режима работы двигателя и улучше­ния работы системы отопления кабины ре­комендуется в случае необходимости от­крывать клапаны чехла по диагонали. При этом правый (по ходу движения автомоби­ля) клапан должен быть открыт так, чтобы входное отверстие воздуховода к отопителю кабины было открыто. Это обеспечивает постоянный приток свежего воздуха по воздухопроводу в кабину.

По окончании зимнего периода эксплу­атации утеплительный чехол следует очи­стить от грязи, высушить и сдать на хра­нение на склад. На автомобиле место для хранения утеплительного чехла ие преду­смотрено.

Надставки переднего и боковых бортов платформы. Обеспечивают более полное использование грузоподъемности автомо­биля и увеличивают его грузовместимость при перевозках грузов с малой объемной массой. Для установки надставок необ­ходимо в соответствующие гнезда передне­го борта, боковых откидных стоек и гнезда в обвязке платформы у заднего борта по­ставить стойки для наращивания бортов, после чего установить надставки. Кон­струкцией запоров и крепления предусмо­трена возможность открывания бортов плат­формы без демонтажа надставок.

Полотнище. Служит для накрывания груза, расположенного в пределах высоты бортов платформы. Крепится полотнище хлопчатобумажным канатом (шнуром) за крюки, расположенные на внешней сторо­не бортов. Применять полотнище рекомен­дуется не только для защиты груза. Ис­следования показывают, что на оборудо­ванных полотнищами автомобилях удель­ный расход топлива снижается примерно на 3%.ё

Тент. Установка тента предусмотрена на каркасе типа «домик». В гнезда, распо­ложенные в обвязке платформы и в откид­ных стойках, устанавливаются 8 стоек. Задние стойки дополнительно крепятся к объвязке снизу болтами Ml Ох 30. Стойки каркаса скрепляются между собой дугами и распорками. К стойкам приварены гнез­да для входящих в комплект досок, обра­зующих решетчатую надставку бортов.

Тент изготовлен из лавсановой ткани с полихлорвинилхлоридным покрытием. Для удобства пользования тент разделен на по­лотнища — переднее, заднее и 6 боковых (по 3 с каждой стороны платформы по длине откидных бортов). Полотнища меж­ду собой имеют вертикальную шнуровку из хлопчатобумажного ремня (тесьмы). Для того чтобы ремень не вытягивался из скоб под воздействием колебаний тента при движении автомобиля, надо конец рем­ня вторично пропускать в скобу либо де­лать узел.

В переднем полотнище тента предусмо­трены вентиляционные отверстия, защи­щенные перфорированным металлическим листом с отверстиями диаметром 9 мм. Снаружи на перфорированный лист уста­навливается металлическая сетка, защи­щенная козырьком, выполненным из ма­териала тента.

Крепление тента к каркасу при его ус­тановке надо производить во всех точках, всеми ремнями. Особое внимание следует обращать на крепление ремнями боковых полотнищ к доскам — это исключает па­русность боковых полотнищ и улучшает обзорность в боковые зеркала заднего вида.

Крепление нижнего края тента к бор­там платформы осуществляется хлопчато­бумажным шнуром за специальные крючки на внешней стороне бортов. Для удобства эксплуатации принято раздельное крепле­ние каждого полотнища тента (за исключе­нием среднего и заднего боковых, объеди­ненных единым шнуром). Рекомендуется концы шнуров убирать под тент во избе­жание их излишнего загрязнения. Снятие и установка тента и каркаса — довольно трудоемкая операция, однако особых за­труднений не вызывает. Для выполнения этой работы необходимо не менее двух че­ловек.

При температуре наружного воздуха ниже —15 °С следует при снятии тента складывать его по возможности с больши­ми радиусами изгибов во избежание разру­шения защитной пленки.

Крепление шанцевого инструмента, ог­нетушителя и бидонов.

Заводом предусмотрена комплектация автомобилей шанцевым инструментом, в ко­торый входят топор, пила и лопата. Разме­щается этот инструмент в кабине (топор и пила на задней панели в зажимах) и под платформой (лопата). Детали для крепле­ния инструмента заводом устанавливаются по требованию потребителя.

Детали для крепления бидонов на ав­томобиле выдаются потребителю для уста­новки по их своему усмотрению на отведен­ные для них места.